panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSakral ФинансыFinances ЛитератураLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo РасписанияShedules СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe

ФИХТЕ Иоганн Готлиб ♂ 1762-1814 - немецкий философ, основоположник субъектного идеализма, продолжатель критическо-субъектной философии Иммануила Канта, «отец немецкого национализма» FICHTE Johann Gottlieb ♂ 1762-1814 - German philosopher, founder of subjective idealism, continuation of the critical-subjective philosophy of Immanuel Kant, "father of German nationalism"

РодилсяBornРодителиParentsРодичиRelativesСупругиSpousesПотомкиDescendants
Пол, ориентация, секс-связиGender, orientation, sexual liaisonsРейтинги, титулы, званияRatings, titles, gradesДоходы, имущество, капитализацияIncomes, property, capitalizationНаграды, премии, должностиAwards, prizes, positionsНаследство, споры о нёмBequest, disputes about it
Гражданство, подданствоNationality, allegiance
Архивы: фото, видео, аудиоArchives: photo,video, audio
Профессия, специализацияProfession, specialization
ПартнерыParty membership
Этнос, язык, конфессияEthnos, language, confessionСоматикаSomatic
Партийность, электоральные предпочтенияParty membership, electoral preferencesПсихика, соционикаPsyche, socionics
УчебаBuildingОбращения, иски его и к немуAppeals his, suits against him
Карьера, новостиCareer, news

Фихте Иоганн Готлиб (1762-05-19 Германия, Верхняя Лужица, Бишофсверда — 1814-01-27 Берлин) — немецкий философ, основоположник субъектного идеализма, продолжатель критическо-субъектной философии Иммануила Канта, «отец немецкого национализма». Слушал лекции по богословию в Йенском и Лейпцигском университетах и в докантовский период (до 1790 г.) испытал сильное влияние Спинозы. Осмысляя кантовский «моральный закон во мне» как императивный зов долга (совесть, Gewissen), возбуждающий деятельную волю познания (знание, Wissen) /Kein Wissen ohne Gewissen/, Фихте в системе наукоучения Wissenschaftlehre исследовал субъектность творческого «Я», взаимодействующего с творимым им «Не-Я». Он различает эмпирическое Я, порождающее детерминированный чувственный опыт, и Я абсолютное сверхчувственное сверхиндивидуальное, которое является бессознательной основой мирового бытия (der Weltträger) и воплощается во множественность эмпирических Я, создавая возможность реализации долга коллективными усилиями в бесконечном приближении чувственного мира, каков он есть, к тому, каким он должен быть. Взаимоограничение свободных воль эмпирических Я свершается через взаимодействие человеческих тел, каждое из которых неприкосновенно и нуждается в других чувственных вещах как в своей собственности, признаваемой другими Я (в идеале — государством). Такое взаимоограничение — основа права и условие проявления практическим Я его деятельности и возможности реализации нравственности..Право касается лишь поступков, составляя как бы низшую ступень развития практического Я, которое в нравственности достигает наивысшей ступени , ибо нравственный закон есть веление совести, имеющее всеобщее и необходимое значение. Самореализация эмпирического Я через добровольное самоограничение свободных воль и следование ими общезначимому долгу совести предполагают идеал социального государства (с элементами социализма), уважающего право собственности и учитывающее разделение труда между производителями материалов, обработчиками материалов (ремесленники, художники) и торговцами («Der geschlossene Handelstaat» /Замкнутое торговое государство/, 1800). Первозданное-первобытное Я бесхитростно следовало зову совести, но после Грехопадения одни Я утрачивали возбуждаемый совестью инстинкт разума, а другие сохраняли его и становились избранными к установлению и поддержанию права и соответственно к развитию цивилизации разума, противостоящей дикости варварства («Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters», 1806). Одни народы погрязали в варварстве и уступали цивилизованным народам, а немецкий народ обладал, по Фихте, достаточным запасом цивилизованности, чтобы осознавать своё историческое достоинство и противостоять наполеоновскому нашествию. Его знаменитые «речи к немецкой нации» воодушевляли немцев и способствовали их сплочению и мобилизации («Reden an die deutsche Nation», 1808). Огромное значение Фихте, который тесно общался с Песталоцци, придавал воспитанию молодежи, которая должна была овладевать научным знанием, апробируя его на практике через производственный ручной труд ради экономической самодостаточности своего учебного заведения. Фихте предвидел, что знание, ведомое долгом совести, приведет к торжеству «наукомыслия» (Vernunftwissenschaft), напоминающего современно-понимаемое постиндустриально-информационное «общества знания», а затем и к «искусствомыслию» (Vernunftkunst ) как апофеозу исторического процесса, наступлению Царства Божия на земле. Фихте был членом масонской ложи «Пифагор к пламенеющей звезде» и в 1809 занял кафедру философии в только что основанном Берлинском университете

Фихте Иоганн Готлиб (1762-05-19 Германия, Верхняя Лужица, Бишофсверда — 1814-01-27 Берлин) — немецкий философ, основоположник субъектного идеализма, продолжатель критическо-субъектной философии Иммануила Канта, «отец немецкого национализма». Слушал лекции по богословию в Йенском и Лейпцигском университетах и в докантовский период (до 1790 г.) испытал сильное влияние Спинозы. Осмысляя кантовский «моральный закон во мне» как императивный зов долга (совесть, Gewissen), возбуждающий деятельную волю познания (знание, Wissen) /Kein Wissen ohne Gewissen/, Фихте в системе наукоучения Wissenschaftlehre исследовал субъектность творческого «Я», взаимодействующего с творимым им «Не-Я». Он различает эмпирическое Я, порождающее детерминированный чувственный опыт, и Я абсолютное сверхчувственное сверхиндивидуальное, которое является бессознательной основой мирового бытия (der Weltträger) и воплощается во множественность эмпирических Я, создавая возможность реализации долга коллективными усилиями в бесконечном приближении чувственного мира, каков он есть, к тому, каким он должен быть. Взаимоограничение свободных воль эмпирических Я свершается через взаимодействие человеческих тел, каждое из которых неприкосновенно и нуждается в других чувственных вещах как в своей собственности, признаваемой другими Я (в идеале — государством). Такое взаимоограничение — основа права и условие проявления практическим Я его деятельности и возможности реализации нравственности..Право касается лишь поступков, составляя как бы низшую ступень развития практического Я, которое в нравственности достигает наивысшей ступени , ибо нравственный закон есть веление совести, имеющее всеобщее и необходимое значение. Самореализация эмпирического Я через добровольное самоограничение свободных воль и следование ими общезначимому долгу совести предполагают идеал социального государства (с элементами социализма), уважающего право собственности и учитывающее разделение труда между производителями материалов, обработчиками материалов (ремесленники, художники) и торговцами («Der geschlossene Handelstaat» /Замкнутое торговое государство/, 1800). Первозданное-первобытное Я бесхитростно следовало зову совести, но после Грехопадения одни Я утрачивали возбуждаемый совестью инстинкт разума, а другие сохраняли его и становились избранными к установлению и поддержанию права и соответственно к развитию цивилизации разума, противостоящей дикости варварства («Grundzüge des gegenwärtigen Zeitalters», 1806). Одни народы погрязали в варварстве и уступали цивилизованным народам, а немецкий народ обладал, по Фихте, достаточным запасом цивилизованности, чтобы осознавать своё историческое достоинство и противостоять наполеоновскому нашествию. Его знаменитые «речи к немецкой нации» воодушевляли немцев и способствовали их сплочению и мобилизации («Reden an die deutsche Nation», 1808). Огромное значение Фихте, который тесно общался с Песталоцци, придавал воспитанию молодежи, которая должна была овладевать научным знанием, апробируя его на практике через производственный ручной труд ради экономической самодостаточности своего учебного заведения. Фихте предвидел, что знание, ведомое долгом совести, приведет к торжеству «наукомыслия» (Vernunftwissenschaft), напоминающего современно-понимаемое постиндустриально-информационное «общества знания», а затем и к «искусствомыслию» (Vernunftkunst ) как апофеозу исторического процесса, наступлению Царства Божия на земле. Фихте был членом масонской ложи «Пифагор к пламенеющей звезде» и в 1809 занял кафедру философии в только что основанном Берлинском университете

Поездки, связи вовнеTravels, contacts outside
Лица причастныеPersons participialПоездки, связи внутриTTravels, contacts inside
Общественные делаSocial activityОтзывы о нёмOpinions
Экзы - война, суд, катастрофы...)Exs - wars, trials, accidents...)Труды егоWorks own
Неволя - тюрьма, плен...)Captivity - prison, bondage...)БиблиографияBibliography
Умер, неизлечимость, недееспособнсотьDie, incurable, invalidityСетьWeb