panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Биографические материалы / Как крестьянский сын спас мир от денежных поделок /

Как крестьянский сын спас мир от денежных поделокКак крестьянский сын спас мир от денежных поделок (How a peasant son saved the world from cash handicrafts)



https://secret-firmi.livejournal.com/11782.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=08_09_weekly&media

secret_firmi Общество  в 2017-09-07 13:23:00 Как крестьянский сын спас мир от денежных подделок



Русским изобретателям часто приписывают то, к чему они не имеют отношения, но об их настоящих открытиях забывают. В этом уверен автор новой книги «Изобретено в России» Тим Скоренко (также главред «Популярной механики»). Он собрал самые впечатляющие и часто неизвестные широкой публике творения русской изобретательской мысли. «Секрет» публикует главу про Ивана Орлова, который нашёл способ защититься от денежных подделок.


Возьмите любую крупную купюру и найдите на ней тонкие узорчики, напечатанные переливающимися красками, как будто цвета радуги не имеют границ, а перетекают друг в друга. Это либо ирисовая печать, либо орловская — одно из двух (об отличиях мы поговорим ниже). Изобрёл её сотрудник Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Иванович Орлов.
Проблема защиты купюр от подделки существовала всегда, начиная со средневекового Китая, где гибкие «банкноты» из листьев тутового дерева имели хождение задолго до применения подобной практики в Европе. Вплоть до конца XIX века денежные купюры защищали весьма сомнительными способами. В первую очередь — максимально тонкой и качественной печатью, которую было сложно сымитировать в кустарных условиях, а также специфической бумагой и составом краски. Кроме того, существовали перфины (ценные бумаги и марки, пробитые в определённых точках сис темой отверстий), а на бумагах небольшого тиража нередко лично расписывались сотрудники эмитирующей организации.
Всё это не слишком-то мешало фальшивомонетчикам, потому что в банке поддельный доллар от настоящего отличить могли, а в вот в провинциальном магазине — вряд ли. Эта проблема остро стояла и в России. С того момента, как фальшивомонетчикам прекратили заливать в глотку расплавленный свинец, преступники распоясались не на шутку. А затем на сцене появился герой нашей истории. Орлов и его печатная машина
Иван Орлов был настоящим выходцем из народа, как сейчас говорят, self-made man. Изначально он не имел никаких блестящих перспектив, богатых родителей, прекрасного образования и широких возможностей. Он родился 19 июня 1861 года в крошечном селе Меледино близ Нижнего Новгорода в семье бедного крестьянина. Отец уехал на заработки в Таганрог, где и умер, когда Ване исполнился всего год. Мать в свою очередь отправилась работать в Нижний, а мальчик и две его сестры остались на попечении бабушек. Все они, когда нужда была особенно сильной, ходили по окрестным деревням, прося милостыню.

Иван Орлов
Ивану помогли талант, упорство и толика везения. Приехав к матери в Нижний Новгород, мальчик поступил в Кулибинское ремесленное училище, — к тому времени он хорошо резал по дереву и рисовал, зарабатывая в том числе продажей своих поделок. Основным его занятием, правда, была мойка посуды и мелкие поручения в трактире, где работала мать. Но именно там смышлёного паренька заметил крупный нижегородский купец Иван Власов (известный по сохранившейся до наших дней в Нижнем Новгороде усадьбе), который помог Орлову с поступлением в училище. Мальчик осваивал столярное мастерство, а заодно учился говорить «по-городскому» и вообще привыкал к совершенно другому укладу жизни. Впоследствии, в 1879 году, Власов помог юному мастеру сделать ещё один шаг наверх — перебраться в Москву и поступить в Строгановское училище технического рисования.
Обычная иллюстрация подделывается относительно легко: фальшивомонетчикам достаточно изготовить качественную матрицу, — это не раз плюнуть, конечно, но мастеровитых граверов в России хватало с избытком. Краска и бумага — дело десятое. Поскольку поддельные купюры реализовывались в лавках и на базарах, с такими тонкостями никто особенно не заморачивался. Ну, отличается чуть-чуть тон, да разве кто заметит?
Ирисовая печать («ирис» по-гречески — радуга) кардинально меняет ситуацию. Это технология, позволяющая печатать узор или рисунок разными цветами, переходящими друг в друга без пограничных линий, то есть, по сути, делать градиентную заливку, только с помощью механики типографского станка. Причём печать идёт одновременно, из одного красочного ящика, с одной раскатной формы, а не так, как это обычно делалось в XIX веке, когда каждый очередной цвет наносился поверх предыдущего слоя после его высыхания.

Орловская печать — схожая технология. С её помощью на бумагу наносят тонкие линии не с градиентным, а с резким переходом цветов, но при этом каждая линия остаётся единой, как будто её печатали одним штампом, просто разные его части были выкрашены в разные цвета.
Результаты и ирисовой, и орловской печати на бумаге выглядят красиво, но не то чтобы очень сложно. Только вот подделать эти технологии без специального оборудования крайне трудно, да, пожалуй, и вообще нельзя. Цветную иллюстрацию можно выполнить различными способами. А вот цветную иллюстрацию, которую не подделать, — только таким.

От обучения к изобретению

В Строгановке Орлов учился в том числе ткацкому мастерству и по окончании пошёл на фабрику мебельных материй. Там он работал с жаккардовыми станками и даже изготовил с помощью одного из них копию портрета Николая Александровича, на тот момент наследника престола. Портрет подарили государю, а Орлов получил в качестве премии золотые часы. Шёл 1883 год.
А в 1885-м Орлов прочитал в одной из московских газет статью о подделке денег. Материал был критический и даже язвительный, автор вменял в вину правительству неспособность напечатать банкноты, хоть сколько-нибудь защищённые от подделки. Орлов заинтересовался этим вопросом и разработал предварительный проект системы, которая позволяла бы делать крайне сложные для копирования узоры. Проект он направил в Экспедицию заготовления государственных бумаг в Петербург и получил приглашение приехать и поговорить. Хотя проект на тот момент был признан неосуществимым, талантливого молодого человека пригласили на работу главным мастером ткацкой мастерской Экспедиции.
Так 1 марта 1886 года его жизнь изменилась навсегда. После ткацкой мастерской он работал в формном отделении и параллельно вёл дома изыскания на тему защиты банкнот от подделки. Его проекты заинтересовали нового, только-только назначенного в 1889 году управляющего Экспедицией заготовления государственных бумаг профессора Роберта Ленца, и тот закупил для Орлова оборудование и помог обустроить лабораторию. Спустя два года орловская машина была построена. Точнее, две машины: одна на российском заводе Одера, вторая — на немецкой фабрике Koenig & Bauer в Вюрцбурге, куда Орлов ездил по этому поводу в командировку.

Патент, полученный Орловым позже, в 1897 году, назывался «Способ многокрасочного печатания с одного клише». Идея была удивительно проста: краски собирались воедино не на бумаге в виде оттисков, а ещё на печатной форме. На тот момент вся подобная печать называлась орловской, а разделение на ирисовую и орловскую произошло позже (и, в принципе, грань между ними настолько тонкая, что любой из этих терминов нередко используют в качестве обобщающего). Впоследствии ирисовую печать стали называть ещё «радужной» и «печатью в раскат». В обоих случаях используется один формный цилиндр, четыре отсека которого заполнены красками, а пятый служит печатной формой, собирающей цвета воедино.
Естественно, изобретение Орлова держалось в строжайшем секрете. Ни один фальшивомонетчик не должен был понимать, как сделан этот удивительный эффект — ровный узор с градиентом. В 1892 году с применением орловской технологии напечатали первые 25-рублёвки, то есть довольно крупные купюры. За ними в период с 1894 по 1912 годы появились банкноты в 5, 10, 100 и 500 рублей. И, надо сказать, новые купюры произвели фурор на мировом банковском рынке. Никто и никогда не видел подобной печати.
Продолжение истории читайте на сайте «Секрета фирмы».
Книга предоставлена издательством «Альпина Паблишер»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Путин как СЕО: Оливер Стоун спросил президента о менеджменте, вот что вышло

Ссоры и семейные разборки в Gucci, Hustler и других известных компаниях

Как производитель снеков из США мирит евреев и арабов на Ближнем Востоке


Еще больше интересного
Вступайте в наше сообщество Вконтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
17
46
Больше LJ MEDIA
SVITLA_4OKЧитать 4 мин.Жёлтый монообед: Острый суп с чечевицей и...NET_ETO_NORMЧитать 5 мин.Давайте перестанем хвалить отцов, которые в...KIRILL_MOISEEVЧитать 7 мин.Детство глазами египетского ребёнка: Каирский...PRATINAЧитать 7 мин.Парадный рулет из картошки

Подпишитесь на независимые новости

от лучших блогеров LiveJournal
ПОДПИСАТЬСЯ
46 комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

uriy76 
7 сентября 2017, 14:52:45
спасибо за пост, познавательно

diana_spb 
7 сентября 2017, 17:09:53
Интересно, не знала.

nquatro 
7 сентября 2017, 20:22:02
Кто нибудь купил этот патент? Или только Россия пользовалась?

schernov 
7 сентября 2017, 20:52:22
Я думаю, что его просто спи@дили. Это для саксов и сейчас норма.

nquatro 
7 сентября 2017, 21:32:36Комментарий изменен:  7 сентября 2017, 21:33:58
Похоже на то... И правильно делают, тащат всё, что плохо лежит. А мы пока о морали болтаем и про третий Рим. Надо в Каракас послать дивизию советников и на Кубу закачать оружия. А потом в Никарагуа. И в Боливию. Бесплатно. 
А потом помогать в обслуживании техники за деньги или за контракты.

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 11:11:05
Какой морали, мля? СССР пиздил по всему свету, начиная с атомной бомбы, сейчас РФ продолжатель "славных" традиций.
И да, напостовлялись оружия за 70 лет нищебродам всяким - не напомнишь, сколько Путин в этом году млрд$ Венесуэле списал?
Школьники, блядь...

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 11:06:33
"Впоследствии Орлов уволился из Экспедиции и уехал в Лондон, где продал свой патент фирме «Хилс, Ворд и Соусвуд». Перед этим он написал управляющему Экспедиции Борису Борисовичу Голицыну: «Мне не достало бы сил и жизни добиться в России и сотой доли тех результатов, какие, при моем участии, возможны на Западе»." -
вот все, что нужно знать патриотам о России и саксах. Продолжайте дрочить и дальше на мифическое величие, пока мозги уже который век утекают на Запад.

schernov 
8 сентября 2017, 13:25:04
Пока дрочишь тут только ты.

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 14:50:46
Туши пердачину, пудриот.

schernov 
8 сентября 2017, 14:52:56
Ты мудак.

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 15:30:54
Нет ты.

ramke 
28 сентября 2017, 14:22:00
Вы саксов с кацапами не перепутали? ;) ))

diabbloforyou 
7 сентября 2017, 22:29:20
Вроде он сам им продал... хотя сейчас напишут, да. Сам Орлов до смерти в 1928г работал на Гознаке, все из вики.

nquatro 
7 сентября 2017, 22:34:16
Я про зарубежные фирмы или государства.

asfrol 
8 сентября 2017, 04:26:19
Технологией орловской печати, кстати, в отличие от ирисовой владеют ТРИ государства РФ, Китай и Австрия. И почему-то детали (а именно в них кроется дьявол) секретны до сих пор.

nquatro 
8 сентября 2017, 05:00:50
Сомневаюсь. Это как сказки про булатную сталь... В интернете пишут о секретах, но каждый деревенский кузнец знает.

gn_n 
8 сентября 2017, 10:59:37
не каждый знает. тигельный булат технологичен

Valeriy Ivashyn 
8 сентября 2017, 13:46:20
Нашли "авторитет" :-))))))))) Википедию пишут обычные люди. Вы этого не знали ? Там даже есть функция редактирования.

diabbloforyou 
8 сентября 2017, 20:19:42
Спасибо, кэп!

buruhtan_buru 
7 сентября 2017, 20:41:17
Иван Орлов был настоящим выходцем из народа, как сейчас говорят, self-made man.

В России таких людей издавна называли самородками. Без всяких селф.

diabbloforyou 
7 сентября 2017, 22:25:01
И то верно.

diabbloforyou 
7 сентября 2017, 22:24:43
Супер, спасибо!

carefu1 
8 сентября 2017, 01:59:37
Ну, хоть бы картинки в статью вставили с примерами этой печати.

А для полноты картины можно было бы привести сканы купюр до применения орловской технологии и после.

Вот эту фразу <<используется один формный цилиндр, четыре отсека которого заполнены красками, а пятый служит печатной формой, собирающей цвета воедино>> как вообще понимать? Лично моего воображения не хватает.

Может проблема в том, что мне не известен термин "формный цилиндр"? Знай я как выглядит этот зверь я бы понял где у него эти самые пять отсеков (они вообще там вдоль или поперек цилиндра-то расположены?) и каким макаром пятый отсек собирает цвета воедино.

Короче, не разделяю хвалебных отзывов о статье. Крайне поверхностная и непонятная. Не годится в качестве статьи в книгу "Фальшивомонетчиство для чайников"
 

asfrol 
8 сентября 2017, 04:37:34
Автор не знает деталей орловской печати. Их почти никто не знает: до сих пор эта технология секрет трех стран. А пример: практически одноцветная , если смотреть прямо, полоса на российском стольнике слева от фронтона Большого театра под углом выглядит выполненной из переливающихся радужных полосок. Это и есть орловская печать. На 50 рублях полоса из кружков слева от статуи Невы такая же.

carefu1 
8 сентября 2017, 13:38:08
Спасибо за пример. Похоже, я понял о чем речь.
Не нашел в кармане 50 рублёв, но если говорить о 100 рублевке, то думаю вы имели ввиду полосу слева на той стороне, где колесница нарисована.
На 500 рублевой купюре, это, соответственно полоса слева от Петра
На 1000 рублёвке - полоса слева от Владимира

demetrioc 
8 сентября 2017, 13:46:47
А может это как раз "Ирисовая"? Судя по описанию орловская - это тот эффект, когда линии основного рисунка купюры меняют цвет. Я думаю описание подходит. А полоса, про которую Вы говорите - это во первых тиснение, окрашенное в разные цвета по разным граням выступов - поэтому создается эффект радуги при перемене угла зрения.

Николай Иванищев 
8 сентября 2017, 05:52:41
Квадратный трехчлен....а я даже представить его себе не могу

demetrioc 
8 сентября 2017, 13:40:02
Вот и меня возмутила эта фраза! Для науч-поп статьи никуда не годится! А уж раз секретно (сомневаюсь что прям так более ста лет никто не догадался, пусть не современный вариант, а изначальный- по проще наверняка был), то зачем писать статью? Не интересно читать неконкретные как разводы на воде фразы.

poulsam 
8 сентября 2017, 03:08:00
Много слов и ни одного поясняющего рисунка

asfrol 
8 сентября 2017, 04:55:09
Хе-хе-хе. Орловская печать не очень воспроизводится на фотках... А детали нанесения до сих пор -- закрытая информация. Подделать орловскую печать за сто с лишним лет сумел лишь один человек. Причем с более высоким качеством, чем оригинал. В технологии орловской печати имеет значение слишком много деталей. В реальности, именно по этой особенности первую купюру и распознали. Ну, а потом уже выяснилось что бумага фальшивок светится в ультрафиолете (и их оказалось МНОГО, когда начали все 25 рублевки проверять под УФ во всех сберкассах). Это было из-за того, что в ссср хлопковой ткани не было -- была хлопчато-бумажная, с добавлением древесной целлюлозы к хлопку. А умелец изготавливал хлопковую бумагу из ткани.

saralex777 
8 сентября 2017, 08:29:08
Баранов? Который делал деньги лучше чем на Гознаке? Да... Тоже самородок, каких только поискать. 12 лет он отсидел за свои проделки.

asfrol 
8 сентября 2017, 11:53:21
Да, именно Баранову удалось придумать свой способ получения эффекта орловской печати. И подделать ее с достаточно высоким качеством.

demetrioc 
8 сентября 2017, 13:42:50
Я тоже про него подумал. Я б у него поспрашал.. Не для повторения, а ради знания в целом. Для меня деньги всегда были просто цветными бумажками, на которые что-то можно купить. Сами по себе не особо интересовали, а там оказывается тоже много интересного.

denny_one 
8 сентября 2017, 14:34:32
красавчик. не зря он тканями занимался в начале карьерного взлета.

ptuhin 
8 сентября 2017, 21:01:27
Про "более лучшее качество, чем оригинал" это журналистские бредни. Не были они ничем лучше. Орловскую печать и водяной знак он всего лишь съиммитировал. Подделки, да были качественные, если не вглядываться. Многие торгаши кстати их без проблем отличали. История про то что их обнаружили только по УФ тоже легенда.

sinkov 
8 сентября 2017, 09:31:46
Впоследствии Орлов быстро уволился и уехал в Лондон, где продал свой патент. 
В 1919 Орлова арестовала лондонская ЧК. 
Технологией орловской печати (Technology Orel print) теперь владеют лондонская ЧК (ФСБ)


sergeeva777 
8 сентября 2017, 11:11:36
С тех пор как проходимцы придумали выпускать (эмитировать) ценные бумаги (акции) и превратили их в платежное средство, настоящие деньги растворились в среди фальшивых псевдоденег. Любая дутая компания (типа ФБ, Твиттер. тесла и тд) выпускает свои бумажки и их держатели (типа олигархи) быстро превращают акции в материальные активы, а фальшивая бумага (да еще в форме записей на счету) насыщает рынок суррогатами, превращая экономику в пузырь.
И опять англосаксы...

golodg 
9 сентября 2017, 12:27:52
Это верно: любые деньги должны бчть обеспечены товарами и/или ресурсами, т.е. продуктами какого-либо реального производства. Скажем, как переводной рубль СССР, и поныне применяемый в системе взаиморасчётов по ранее заключавшимся договорам. Но это - "безнал", с обеспечением активами государства.
А никакая "наличка" никогда не защитима от возможных подделок: всегда найдутся (и нашлись!) профессионалы, сумевши-таки "раскусить" и обмануть даже казалось бы "сверхнадёжную" "орловскую печать", тот же Виктор Баранов тому пример, хотя последнего в итоге взяли вроде бы вообще штатным консультантом Гознака.

sergeeva777 
9 сентября 2017, 12:35:54
Я имела в виду немного другое. Группа международных мошенников в прошлом веке придумала и внедрила огромное количество фальшивых денежных суррогатов, так называемых "ценных бумаг". Россия к этому безобразию присоединилась в 90-х. Все бумаги приравняли к платежному средству, увеличив "денежную массу" на триллионы. Ничем не обеспеченную кроме записей на счетах. При этом никаких товаров, ресурсов, продуктов реального производства не появилось. Если бы бумаги только давали право на получение дивидендов, то это было бы логично, но ими стали рассчитываться, вот в чем беда мирового рынка. То есть теперь эмитировать суррогаты денег может любое акционерное общество. Я молчу про миллиарды пустых денег под пустые компании типа ФБ или Твиттер. К сожалению, люди не очень понимают, как работает финансовый рынок, его специально раскрутили и зашорили узкими специалистами, играющими роль крутых ребят с крутыми терминами. Но это голый король в чистом виде.

golodg 
9 сентября 2017, 12:50:45
"Тесла" - вообще-то не настолько "пустая" компания, сколько несколько конъюнктурно перецененная последние годы.
Но лично при упоминании слова Tesla - по сей день хорошо вспоминаю некогда очень даже распространённые и кое-где , а у кого-то и поныне работающие ввиду приличной надёжности и качества например, профессиональные усилители мощности и пульты звукорежиссёра "Tesla", выпускавшиеся в Чехословакии одноимённой фирмой. ))
ФБ и Твиттер - оценивать пока сложно, насколько это "дуто", ведь соцсети появились чуть более десятилетия назад как таковые, недолго пока ещё живут и интернет-магазины, скажем, да и компьютеромтроение вообще не столь давнее, по сравнению скажем со связью и тем паче электротехникой.

sergeeva777 
9 сентября 2017, 13:16:18
ФБ восемь лет (с момента создания) финансировалось некой таинственной организацией, для легенды придумали цукербергера, то есть была просто убыточной фирмой, создающей ресурс для сбора информации во всем мире:) У нее совсем нет прибыли, это очевидно. Сейчас есть доходы, но маленькие, их даже на содержание хостинга по всему миру не хватит. Твиттер тем более. Это же очевидно.

gosha_39 
8 сентября 2017, 11:29:55
Что там слышно про поддельные биткоины?

shurix83 
11 сентября 2017, 03:20:50
Для подделки транзакций (и, соответственно, обвала сети) нужно владеть 51%+ всех биткоинов. Посчитайте сколько на это нужно вложить в долларовом эквиваленте (на покупку самих биткоинов и/или майнерского оборудования типа ASIC-ов) и все вопросы у вас пропадут сразу.

3d_shka 
9 сентября 2017, 22:40:41
интереснеько...
aspasiaroma 
16 сентября 2017, 17:36:44
Талантливый человек. СПасибо ему.

ramke 
28 сентября 2017, 14:27:29
Спасибо за статью.
В 60-70 годах (если не ошибаюсь) в ростовской области отловили мужика - делал четвертные лучше, чем госбанк. 
После поимки предлагал научить госбанк делать деньги, которые подделать будет невозможно, в обмен на жизнь...
Куда там, расстреляли...(( Когда в Роисси самородки нужны были - нужны "тупые, но верные", "Левша" написан не на пустом месте. 

https://secret-firmi.livejournal.com/11782.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=08_09_weekly&media

secret_firmi Общество  в 2017-09-07 13:23:00 Как крестьянский сын спас мир от денежных подделок



Русским изобретателям часто приписывают то, к чему они не имеют отношения, но об их настоящих открытиях забывают. В этом уверен автор новой книги «Изобретено в России» Тим Скоренко (также главред «Популярной механики»). Он собрал самые впечатляющие и часто неизвестные широкой публике творения русской изобретательской мысли. «Секрет» публикует главу про Ивана Орлова, который нашёл способ защититься от денежных подделок.


Возьмите любую крупную купюру и найдите на ней тонкие узорчики, напечатанные переливающимися красками, как будто цвета радуги не имеют границ, а перетекают друг в друга. Это либо ирисовая печать, либо орловская — одно из двух (об отличиях мы поговорим ниже). Изобрёл её сотрудник Экспедиции заготовления государственных бумаг Иван Иванович Орлов.
Проблема защиты купюр от подделки существовала всегда, начиная со средневекового Китая, где гибкие «банкноты» из листьев тутового дерева имели хождение задолго до применения подобной практики в Европе. Вплоть до конца XIX века денежные купюры защищали весьма сомнительными способами. В первую очередь — максимально тонкой и качественной печатью, которую было сложно сымитировать в кустарных условиях, а также специфической бумагой и составом краски. Кроме того, существовали перфины (ценные бумаги и марки, пробитые в определённых точках сис темой отверстий), а на бумагах небольшого тиража нередко лично расписывались сотрудники эмитирующей организации.
Всё это не слишком-то мешало фальшивомонетчикам, потому что в банке поддельный доллар от настоящего отличить могли, а в вот в провинциальном магазине — вряд ли. Эта проблема остро стояла и в России. С того момента, как фальшивомонетчикам прекратили заливать в глотку расплавленный свинец, преступники распоясались не на шутку. А затем на сцене появился герой нашей истории. Орлов и его печатная машина
Иван Орлов был настоящим выходцем из народа, как сейчас говорят, self-made man. Изначально он не имел никаких блестящих перспектив, богатых родителей, прекрасного образования и широких возможностей. Он родился 19 июня 1861 года в крошечном селе Меледино близ Нижнего Новгорода в семье бедного крестьянина. Отец уехал на заработки в Таганрог, где и умер, когда Ване исполнился всего год. Мать в свою очередь отправилась работать в Нижний, а мальчик и две его сестры остались на попечении бабушек. Все они, когда нужда была особенно сильной, ходили по окрестным деревням, прося милостыню.

Иван Орлов
Ивану помогли талант, упорство и толика везения. Приехав к матери в Нижний Новгород, мальчик поступил в Кулибинское ремесленное училище, — к тому времени он хорошо резал по дереву и рисовал, зарабатывая в том числе продажей своих поделок. Основным его занятием, правда, была мойка посуды и мелкие поручения в трактире, где работала мать. Но именно там смышлёного паренька заметил крупный нижегородский купец Иван Власов (известный по сохранившейся до наших дней в Нижнем Новгороде усадьбе), который помог Орлову с поступлением в училище. Мальчик осваивал столярное мастерство, а заодно учился говорить «по-городскому» и вообще привыкал к совершенно другому укладу жизни. Впоследствии, в 1879 году, Власов помог юному мастеру сделать ещё один шаг наверх — перебраться в Москву и поступить в Строгановское училище технического рисования.
Обычная иллюстрация подделывается относительно легко: фальшивомонетчикам достаточно изготовить качественную матрицу, — это не раз плюнуть, конечно, но мастеровитых граверов в России хватало с избытком. Краска и бумага — дело десятое. Поскольку поддельные купюры реализовывались в лавках и на базарах, с такими тонкостями никто особенно не заморачивался. Ну, отличается чуть-чуть тон, да разве кто заметит?
Ирисовая печать («ирис» по-гречески — радуга) кардинально меняет ситуацию. Это технология, позволяющая печатать узор или рисунок разными цветами, переходящими друг в друга без пограничных линий, то есть, по сути, делать градиентную заливку, только с помощью механики типографского станка. Причём печать идёт одновременно, из одного красочного ящика, с одной раскатной формы, а не так, как это обычно делалось в XIX веке, когда каждый очередной цвет наносился поверх предыдущего слоя после его высыхания.

Орловская печать — схожая технология. С её помощью на бумагу наносят тонкие линии не с градиентным, а с резким переходом цветов, но при этом каждая линия остаётся единой, как будто её печатали одним штампом, просто разные его части были выкрашены в разные цвета.
Результаты и ирисовой, и орловской печати на бумаге выглядят красиво, но не то чтобы очень сложно. Только вот подделать эти технологии без специального оборудования крайне трудно, да, пожалуй, и вообще нельзя. Цветную иллюстрацию можно выполнить различными способами. А вот цветную иллюстрацию, которую не подделать, — только таким.

От обучения к изобретению

В Строгановке Орлов учился в том числе ткацкому мастерству и по окончании пошёл на фабрику мебельных материй. Там он работал с жаккардовыми станками и даже изготовил с помощью одного из них копию портрета Николая Александровича, на тот момент наследника престола. Портрет подарили государю, а Орлов получил в качестве премии золотые часы. Шёл 1883 год.
А в 1885-м Орлов прочитал в одной из московских газет статью о подделке денег. Материал был критический и даже язвительный, автор вменял в вину правительству неспособность напечатать банкноты, хоть сколько-нибудь защищённые от подделки. Орлов заинтересовался этим вопросом и разработал предварительный проект системы, которая позволяла бы делать крайне сложные для копирования узоры. Проект он направил в Экспедицию заготовления государственных бумаг в Петербург и получил приглашение приехать и поговорить. Хотя проект на тот момент был признан неосуществимым, талантливого молодого человека пригласили на работу главным мастером ткацкой мастерской Экспедиции.
Так 1 марта 1886 года его жизнь изменилась навсегда. После ткацкой мастерской он работал в формном отделении и параллельно вёл дома изыскания на тему защиты банкнот от подделки. Его проекты заинтересовали нового, только-только назначенного в 1889 году управляющего Экспедицией заготовления государственных бумаг профессора Роберта Ленца, и тот закупил для Орлова оборудование и помог обустроить лабораторию. Спустя два года орловская машина была построена. Точнее, две машины: одна на российском заводе Одера, вторая — на немецкой фабрике Koenig & Bauer в Вюрцбурге, куда Орлов ездил по этому поводу в командировку.

Патент, полученный Орловым позже, в 1897 году, назывался «Способ многокрасочного печатания с одного клише». Идея была удивительно проста: краски собирались воедино не на бумаге в виде оттисков, а ещё на печатной форме. На тот момент вся подобная печать называлась орловской, а разделение на ирисовую и орловскую произошло позже (и, в принципе, грань между ними настолько тонкая, что любой из этих терминов нередко используют в качестве обобщающего). Впоследствии ирисовую печать стали называть ещё «радужной» и «печатью в раскат». В обоих случаях используется один формный цилиндр, четыре отсека которого заполнены красками, а пятый служит печатной формой, собирающей цвета воедино.
Естественно, изобретение Орлова держалось в строжайшем секрете. Ни один фальшивомонетчик не должен был понимать, как сделан этот удивительный эффект — ровный узор с градиентом. В 1892 году с применением орловской технологии напечатали первые 25-рублёвки, то есть довольно крупные купюры. За ними в период с 1894 по 1912 годы появились банкноты в 5, 10, 100 и 500 рублей. И, надо сказать, новые купюры произвели фурор на мировом банковском рынке. Никто и никогда не видел подобной печати.
Продолжение истории читайте на сайте «Секрета фирмы».
Книга предоставлена издательством «Альпина Паблишер»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Путин как СЕО: Оливер Стоун спросил президента о менеджменте, вот что вышло

Ссоры и семейные разборки в Gucci, Hustler и других известных компаниях

Как производитель снеков из США мирит евреев и арабов на Ближнем Востоке


Еще больше интересного
Вступайте в наше сообщество Вконтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
17
46
Больше LJ MEDIA
SVITLA_4OKЧитать 4 мин.Жёлтый монообед: Острый суп с чечевицей и...NET_ETO_NORMЧитать 5 мин.Давайте перестанем хвалить отцов, которые в...KIRILL_MOISEEVЧитать 7 мин.Детство глазами египетского ребёнка: Каирский...PRATINAЧитать 7 мин.Парадный рулет из картошки

Подпишитесь на независимые новости

от лучших блогеров LiveJournal
ПОДПИСАТЬСЯ
46 комментариев
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

uriy76 
7 сентября 2017, 14:52:45
спасибо за пост, познавательно

diana_spb 
7 сентября 2017, 17:09:53
Интересно, не знала.

nquatro 
7 сентября 2017, 20:22:02
Кто нибудь купил этот патент? Или только Россия пользовалась?

schernov 
7 сентября 2017, 20:52:22
Я думаю, что его просто спи@дили. Это для саксов и сейчас норма.

nquatro 
7 сентября 2017, 21:32:36Комментарий изменен:  7 сентября 2017, 21:33:58
Похоже на то... И правильно делают, тащат всё, что плохо лежит. А мы пока о морали болтаем и про третий Рим. Надо в Каракас послать дивизию советников и на Кубу закачать оружия. А потом в Никарагуа. И в Боливию. Бесплатно. 
А потом помогать в обслуживании техники за деньги или за контракты.

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 11:11:05
Какой морали, мля? СССР пиздил по всему свету, начиная с атомной бомбы, сейчас РФ продолжатель "славных" традиций.
И да, напостовлялись оружия за 70 лет нищебродам всяким - не напомнишь, сколько Путин в этом году млрд$ Венесуэле списал?
Школьники, блядь...

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 11:06:33
"Впоследствии Орлов уволился из Экспедиции и уехал в Лондон, где продал свой патент фирме «Хилс, Ворд и Соусвуд». Перед этим он написал управляющему Экспедиции Борису Борисовичу Голицыну: «Мне не достало бы сил и жизни добиться в России и сотой доли тех результатов, какие, при моем участии, возможны на Западе»." -
вот все, что нужно знать патриотам о России и саксах. Продолжайте дрочить и дальше на мифическое величие, пока мозги уже который век утекают на Запад.

schernov 
8 сентября 2017, 13:25:04
Пока дрочишь тут только ты.

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 14:50:46
Туши пердачину, пудриот.

schernov 
8 сентября 2017, 14:52:56
Ты мудак.

cka3ka_na_no4 
8 сентября 2017, 15:30:54
Нет ты.

ramke 
28 сентября 2017, 14:22:00
Вы саксов с кацапами не перепутали? ;) ))

diabbloforyou 
7 сентября 2017, 22:29:20
Вроде он сам им продал... хотя сейчас напишут, да. Сам Орлов до смерти в 1928г работал на Гознаке, все из вики.

nquatro 
7 сентября 2017, 22:34:16
Я про зарубежные фирмы или государства.

asfrol 
8 сентября 2017, 04:26:19
Технологией орловской печати, кстати, в отличие от ирисовой владеют ТРИ государства РФ, Китай и Австрия. И почему-то детали (а именно в них кроется дьявол) секретны до сих пор.

nquatro 
8 сентября 2017, 05:00:50
Сомневаюсь. Это как сказки про булатную сталь... В интернете пишут о секретах, но каждый деревенский кузнец знает.

gn_n 
8 сентября 2017, 10:59:37
не каждый знает. тигельный булат технологичен

Valeriy Ivashyn 
8 сентября 2017, 13:46:20
Нашли "авторитет" :-))))))))) Википедию пишут обычные люди. Вы этого не знали ? Там даже есть функция редактирования.

diabbloforyou 
8 сентября 2017, 20:19:42
Спасибо, кэп!

buruhtan_buru 
7 сентября 2017, 20:41:17
Иван Орлов был настоящим выходцем из народа, как сейчас говорят, self-made man.

В России таких людей издавна называли самородками. Без всяких селф.

diabbloforyou 
7 сентября 2017, 22:25:01
И то верно.

diabbloforyou 
7 сентября 2017, 22:24:43
Супер, спасибо!

carefu1 
8 сентября 2017, 01:59:37
Ну, хоть бы картинки в статью вставили с примерами этой печати.

А для полноты картины можно было бы привести сканы купюр до применения орловской технологии и после.

Вот эту фразу <<используется один формный цилиндр, четыре отсека которого заполнены красками, а пятый служит печатной формой, собирающей цвета воедино>> как вообще понимать? Лично моего воображения не хватает.

Может проблема в том, что мне не известен термин "формный цилиндр"? Знай я как выглядит этот зверь я бы понял где у него эти самые пять отсеков (они вообще там вдоль или поперек цилиндра-то расположены?) и каким макаром пятый отсек собирает цвета воедино.

Короче, не разделяю хвалебных отзывов о статье. Крайне поверхностная и непонятная. Не годится в качестве статьи в книгу "Фальшивомонетчиство для чайников"
 

asfrol 
8 сентября 2017, 04:37:34
Автор не знает деталей орловской печати. Их почти никто не знает: до сих пор эта технология секрет трех стран. А пример: практически одноцветная , если смотреть прямо, полоса на российском стольнике слева от фронтона Большого театра под углом выглядит выполненной из переливающихся радужных полосок. Это и есть орловская печать. На 50 рублях полоса из кружков слева от статуи Невы такая же.

carefu1 
8 сентября 2017, 13:38:08
Спасибо за пример. Похоже, я понял о чем речь.
Не нашел в кармане 50 рублёв, но если говорить о 100 рублевке, то думаю вы имели ввиду полосу слева на той стороне, где колесница нарисована.
На 500 рублевой купюре, это, соответственно полоса слева от Петра
На 1000 рублёвке - полоса слева от Владимира

demetrioc 
8 сентября 2017, 13:46:47
А может это как раз "Ирисовая"? Судя по описанию орловская - это тот эффект, когда линии основного рисунка купюры меняют цвет. Я думаю описание подходит. А полоса, про которую Вы говорите - это во первых тиснение, окрашенное в разные цвета по разным граням выступов - поэтому создается эффект радуги при перемене угла зрения.

Николай Иванищев 
8 сентября 2017, 05:52:41
Квадратный трехчлен....а я даже представить его себе не могу

demetrioc 
8 сентября 2017, 13:40:02
Вот и меня возмутила эта фраза! Для науч-поп статьи никуда не годится! А уж раз секретно (сомневаюсь что прям так более ста лет никто не догадался, пусть не современный вариант, а изначальный- по проще наверняка был), то зачем писать статью? Не интересно читать неконкретные как разводы на воде фразы.

poulsam 
8 сентября 2017, 03:08:00
Много слов и ни одного поясняющего рисунка

asfrol 
8 сентября 2017, 04:55:09
Хе-хе-хе. Орловская печать не очень воспроизводится на фотках... А детали нанесения до сих пор -- закрытая информация. Подделать орловскую печать за сто с лишним лет сумел лишь один человек. Причем с более высоким качеством, чем оригинал. В технологии орловской печати имеет значение слишком много деталей. В реальности, именно по этой особенности первую купюру и распознали. Ну, а потом уже выяснилось что бумага фальшивок светится в ультрафиолете (и их оказалось МНОГО, когда начали все 25 рублевки проверять под УФ во всех сберкассах). Это было из-за того, что в ссср хлопковой ткани не было -- была хлопчато-бумажная, с добавлением древесной целлюлозы к хлопку. А умелец изготавливал хлопковую бумагу из ткани.

saralex777 
8 сентября 2017, 08:29:08
Баранов? Который делал деньги лучше чем на Гознаке? Да... Тоже самородок, каких только поискать. 12 лет он отсидел за свои проделки.

asfrol 
8 сентября 2017, 11:53:21
Да, именно Баранову удалось придумать свой способ получения эффекта орловской печати. И подделать ее с достаточно высоким качеством.

demetrioc 
8 сентября 2017, 13:42:50
Я тоже про него подумал. Я б у него поспрашал.. Не для повторения, а ради знания в целом. Для меня деньги всегда были просто цветными бумажками, на которые что-то можно купить. Сами по себе не особо интересовали, а там оказывается тоже много интересного.

denny_one 
8 сентября 2017, 14:34:32
красавчик. не зря он тканями занимался в начале карьерного взлета.

ptuhin 
8 сентября 2017, 21:01:27
Про "более лучшее качество, чем оригинал" это журналистские бредни. Не были они ничем лучше. Орловскую печать и водяной знак он всего лишь съиммитировал. Подделки, да были качественные, если не вглядываться. Многие торгаши кстати их без проблем отличали. История про то что их обнаружили только по УФ тоже легенда.

sinkov 
8 сентября 2017, 09:31:46
Впоследствии Орлов быстро уволился и уехал в Лондон, где продал свой патент. 
В 1919 Орлова арестовала лондонская ЧК. 
Технологией орловской печати (Technology Orel print) теперь владеют лондонская ЧК (ФСБ)


sergeeva777 
8 сентября 2017, 11:11:36
С тех пор как проходимцы придумали выпускать (эмитировать) ценные бумаги (акции) и превратили их в платежное средство, настоящие деньги растворились в среди фальшивых псевдоденег. Любая дутая компания (типа ФБ, Твиттер. тесла и тд) выпускает свои бумажки и их держатели (типа олигархи) быстро превращают акции в материальные активы, а фальшивая бумага (да еще в форме записей на счету) насыщает рынок суррогатами, превращая экономику в пузырь.
И опять англосаксы...

golodg 
9 сентября 2017, 12:27:52
Это верно: любые деньги должны бчть обеспечены товарами и/или ресурсами, т.е. продуктами какого-либо реального производства. Скажем, как переводной рубль СССР, и поныне применяемый в системе взаиморасчётов по ранее заключавшимся договорам. Но это - "безнал", с обеспечением активами государства.
А никакая "наличка" никогда не защитима от возможных подделок: всегда найдутся (и нашлись!) профессионалы, сумевши-таки "раскусить" и обмануть даже казалось бы "сверхнадёжную" "орловскую печать", тот же Виктор Баранов тому пример, хотя последнего в итоге взяли вроде бы вообще штатным консультантом Гознака.

sergeeva777 
9 сентября 2017, 12:35:54
Я имела в виду немного другое. Группа международных мошенников в прошлом веке придумала и внедрила огромное количество фальшивых денежных суррогатов, так называемых "ценных бумаг". Россия к этому безобразию присоединилась в 90-х. Все бумаги приравняли к платежному средству, увеличив "денежную массу" на триллионы. Ничем не обеспеченную кроме записей на счетах. При этом никаких товаров, ресурсов, продуктов реального производства не появилось. Если бы бумаги только давали право на получение дивидендов, то это было бы логично, но ими стали рассчитываться, вот в чем беда мирового рынка. То есть теперь эмитировать суррогаты денег может любое акционерное общество. Я молчу про миллиарды пустых денег под пустые компании типа ФБ или Твиттер. К сожалению, люди не очень понимают, как работает финансовый рынок, его специально раскрутили и зашорили узкими специалистами, играющими роль крутых ребят с крутыми терминами. Но это голый король в чистом виде.

golodg 
9 сентября 2017, 12:50:45
"Тесла" - вообще-то не настолько "пустая" компания, сколько несколько конъюнктурно перецененная последние годы.
Но лично при упоминании слова Tesla - по сей день хорошо вспоминаю некогда очень даже распространённые и кое-где , а у кого-то и поныне работающие ввиду приличной надёжности и качества например, профессиональные усилители мощности и пульты звукорежиссёра "Tesla", выпускавшиеся в Чехословакии одноимённой фирмой. ))
ФБ и Твиттер - оценивать пока сложно, насколько это "дуто", ведь соцсети появились чуть более десятилетия назад как таковые, недолго пока ещё живут и интернет-магазины, скажем, да и компьютеромтроение вообще не столь давнее, по сравнению скажем со связью и тем паче электротехникой.

sergeeva777 
9 сентября 2017, 13:16:18
ФБ восемь лет (с момента создания) финансировалось некой таинственной организацией, для легенды придумали цукербергера, то есть была просто убыточной фирмой, создающей ресурс для сбора информации во всем мире:) У нее совсем нет прибыли, это очевидно. Сейчас есть доходы, но маленькие, их даже на содержание хостинга по всему миру не хватит. Твиттер тем более. Это же очевидно.

gosha_39 
8 сентября 2017, 11:29:55
Что там слышно про поддельные биткоины?

shurix83 
11 сентября 2017, 03:20:50
Для подделки транзакций (и, соответственно, обвала сети) нужно владеть 51%+ всех биткоинов. Посчитайте сколько на это нужно вложить в долларовом эквиваленте (на покупку самих биткоинов и/или майнерского оборудования типа ASIC-ов) и все вопросы у вас пропадут сразу.

3d_shka 
9 сентября 2017, 22:40:41
интереснеько...
aspasiaroma 
16 сентября 2017, 17:36:44
Талантливый человек. СПасибо ему.

ramke 
28 сентября 2017, 14:27:29
Спасибо за статью.
В 60-70 годах (если не ошибаюсь) в ростовской области отловили мужика - делал четвертные лучше, чем госбанк. 
После поимки предлагал научить госбанк делать деньги, которые подделать будет невозможно, в обмен на жизнь...
Куда там, расстреляли...(( Когда в Роисси самородки нужны были - нужны "тупые, но верные", "Левша" написан не на пустом месте.