panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Отзывы о нём / 2019-09-18 Скончался историк Александр Владимирович Пыжиков // Переформат /

2019-09-18 Скончался историк Александр Владимирович Пыжиков // Переформат2019-09-18 Скончался историк Александр Владимирович Пыжиков // Переформат




 
Большая потеря… Не стало учёного, исследователя, профессора МПГУ, доктора исторических наук Александра Владимировича Пыжикова. Эволюция его трудов шла вглубь к познанию корней исторических явлений. Начиная с новейшей истории, он успешно и очень глубоко проработал нить, связывающую восприимчивость народов России к коммунистической идеологии с религиозным чувством. Хотя основной анализ делался на базе русских материалов и данных по старообрядчеству, он всегда говорил, что аналогичные процессы шли и у других народов России. Коснулся он и столь актуальной для современности темы как генезис русского капитализма, где им в деталях показана роль купца-старообрядца, выходца из народа, причем капиталистической и коммунистической волне он сопоставил разные линии внутри русского раскола. Проведя столь глубокий анализ, не мог не заметить он и третье, тоже очень актуальное явление, а именно нарождающуюся государственно-частную экономику, которая вызревала уже в предреволюционном управленческом Петербурге, и многие подходы которой были восприняты позже СССР.
 
В последние годы интересы Александра Владимировича стали касаться более глубокого пласта. Особенности отечественной истории поставили вопрос о выделении некоего фундаментального пласта дохристианских и доисламских верований и обычаев, которые сохранились у народов Русской равнины, и которые не были вытеснены, а скорее, частично встроились в локальные религиозные течения (русское староверие, ислам тюркских народов). В измененном виде эти верования и обычаи продолжали бытовать и позже. Александр Владимирович постоянно подчеркивал общность этого пласта для Русской равнины, при этом находил новые эффектные подтверждающие примеры. Например, он вторично ввел в широкий научный оборот когда-то очень известный труд В.В. Стасова «Происхождение русских былин», который показал, что русские былины – это часть глобального евразийского эпоса.
 
А.В. Пыжиков стал создателем своего неповторимого стиля, когда для подтверждения революционных и «переформатных» по сути положений использовались добротные и выверенные источники и труды XIX – начала XX веков, причем многое им было введено заново в научный оборот. Он наметил ряд направлений, каждое из которых могло развиться в отдельную исследовательскую «вселенную». Кто-то взахлеб читал и смотрел Пыжикова, кто-то – критиковал его нередко смелые работы и выступления. Но никого он не оставлял равнодушным. Вот-вот на Переформате был опубликован пост со ссылкой на видео – беседа А.В. Пыжикова с членом Академии ДНК-генеалогии И.В. Яковлевым. И, увы, сразу за ним – пост о скоропостижной кончине историка… Никому этого не избежать… Пусть земля ему будет пухом… Прощай, Александр Владимирович!
 


 
Большая потеря… Не стало учёного, исследователя, профессора МПГУ, доктора исторических наук Александра Владимировича Пыжикова. Эволюция его трудов шла вглубь к познанию корней исторических явлений. Начиная с новейшей истории, он успешно и очень глубоко проработал нить, связывающую восприимчивость народов России к коммунистической идеологии с религиозным чувством. Хотя основной анализ делался на базе русских материалов и данных по старообрядчеству, он всегда говорил, что аналогичные процессы шли и у других народов России. Коснулся он и столь актуальной для современности темы как генезис русского капитализма, где им в деталях показана роль купца-старообрядца, выходца из народа, причем капиталистической и коммунистической волне он сопоставил разные линии внутри русского раскола. Проведя столь глубокий анализ, не мог не заметить он и третье, тоже очень актуальное явление, а именно нарождающуюся государственно-частную экономику, которая вызревала уже в предреволюционном управленческом Петербурге, и многие подходы которой были восприняты позже СССР.
 
В последние годы интересы Александра Владимировича стали касаться более глубокого пласта. Особенности отечественной истории поставили вопрос о выделении некоего фундаментального пласта дохристианских и доисламских верований и обычаев, которые сохранились у народов Русской равнины, и которые не были вытеснены, а скорее, частично встроились в локальные религиозные течения (русское староверие, ислам тюркских народов). В измененном виде эти верования и обычаи продолжали бытовать и позже. Александр Владимирович постоянно подчеркивал общность этого пласта для Русской равнины, при этом находил новые эффектные подтверждающие примеры. Например, он вторично ввел в широкий научный оборот когда-то очень известный труд В.В. Стасова «Происхождение русских былин», который показал, что русские былины – это часть глобального евразийского эпоса.
 
А.В. Пыжиков стал создателем своего неповторимого стиля, когда для подтверждения революционных и «переформатных» по сути положений использовались добротные и выверенные источники и труды XIX – начала XX веков, причем многое им было введено заново в научный оборот. Он наметил ряд направлений, каждое из которых могло развиться в отдельную исследовательскую «вселенную». Кто-то взахлеб читал и смотрел Пыжикова, кто-то – критиковал его нередко смелые работы и выступления. Но никого он не оставлял равнодушным. Вот-вот на Переформате был опубликован пост со ссылкой на видео – беседа А.В. Пыжикова с членом Академии ДНК-генеалогии И.В. Яковлевым. И, увы, сразу за ним – пост о скоропостижной кончине историка… Никому этого не избежать… Пусть земля ему будет пухом… Прощай, Александр Владимирович!