panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Информация / ИСКУССТВА / Кино художественное и документальное, мультфильмы, анимации, 3D / 2012 КИНО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ / Рутковский Вадим 2013-01-07 50 самых важных фильмов /2012/ года https://snob.ru/selected/entry/56146 /

Рутковский Вадим 2013-01-07 50 самых важных фильмов /2012/ года https://snob.ru/selected/entry/56146Рутковский Вадим 2013-01-07 50 самых важных фильмов /2012/ года https://snob.ru/selected/entry/56146



50 самых важных фильмов года

Вот исчерпывающий список того кино, посмотрев которое вы будете в курсе всего самого интересного и актуального, что творится в России и мире

+T-

Сначала — 30 выдающихся картин, которые я ценю как критик и люблю как человек. Потом — 10 фильмов, к которым я равнодушен, но многие мои коллеги считают их шедеврами; в любом случае, стоит посмотреть. Замыкает список десятка фильмов, датированных 2011 годом, но в российский прокат они попали в 2012-м, а потому имеют право быть названными. Хармони Корин и Квентин Тарантино попадут в список лучших через год.

1. «Корпорация "Святые моторы"»/Holy Motors
Лео Каракс, Франция
Безумный и прекрасный фильм про, как бы громко это ни звучало, божественное присутствие. В главной роли — гениальный демон Дени Лаван.

2. «Любовь»/Amour
Михаэль Ханеке, Франция — Австрия
Строгий и несентиментальный, но неожиданно теплый для язвительного антрополога Ханеке фильм. Старость, последняя радость, смерть. Абсолютно заслуженное золото Каннского фестиваля — второе в коллекции гениального австрийца.

3. «Королевство полной луны»/Moonrise Kingdom
Уэс Андерсон, США
Маленькое — как и его герои пионерского возраста — чудо, сотворенное самым оригинальным американским режиссером наших дней.

4. «Вечное возвращение»
Кира Муратова, Украина
Комедия, составленная из кинопроб одного и того же любовного анекдота, — пример авторского радикализма, абсолютной свободы и вечной молодости Киры Муратовой.

5. «Я буду рядом»
Павел Руминов, Россия
Реалистичная мелодрама, снятая с доверием к реальности и уверенная в том, что жизнь интереснее любых фантазий. Гениальная роль Марии Шалаевой. Главный приз «Кинотавра».

6. «Жить»
Василий Сигарев, Россия
Страшная-страшная сказка. Слабонервные и подслеповатые зрители зациклились на том, что кино про смерть. А на самом деле ровно наоборот — про жизнь. И про любовь.

7. «Я тоже хочу»
Алексей Балабанов, Россия
Странный и печальный роуд-муви о людях, отправившихся к мистической колокольне счастья искать. Пересказать нельзя: это все равно что петь в караоке заклинания Леонида Федорова, сопровождающие героев в их нежданном приключении.

8. «Измена»
Кирилл Серебренников, Россия
Раздражающая многих вычурностью драма о влечении как травматическом опыте. Вот здесь — репортаж с Венецианского фестиваля, в конкурсе которого фильм представлял Россию, здесь — текст для бумажного «Сноба».

9. «Девушка из Марфы»/Marfa Girl
Ларри Кларк, США
Секс, юность, Америка, пение птиц — тэги новой работы разнузданного гения. «Девушка» доступна в интернете, интервью с Кларком — на нашем сайте.

10. «Зима, уходи!»
Коллектив режиссеров Мастерской Марины Разбежкиной, Россия
Грандиозный документальный фильм, посвященный зимним народным волнениям. Останется и в истории кино, наверняка.

11. «Завтра»
Андрей Грязев, Россия
Еще один шедевр неигрового кино. Формально — хроника частной жизни арт-группы «Война», по сути — ода к радости. Радости жизни.

12. «Танец Дели»
Иван Вырыпаев, Россия
Киноверсия одноименной пьесы — экспериментальный фильм с психотерапевтическим эффектом. Вырыпаев — один из немногих, кто способен увидеть реальность во всей полноте, с болью, кровью и грязью, принять, осознать и превратить в красоту.

13. «Орда»
Андрей Прошкин, Россия
Тонкий и точный фильм на самую болезненную сегодня — религиозную — тему.

14. «Операция “Арго”»/Argo
Бен Аффлек, США
Эталонный триллер, основанный на немыслимых реальных событиях.

15. «Семь психопатов»/Seven Psychopaths
Мартин МакДонах, США
Дьявольски изобретательный фильм про природу творчества, кровавую и непостижимую. Автор — дико востребованный ирландский драматург (только в России его ставили около сотни раз, среди постановщиков — Кирилл Серебренников, Сергей Федотов, Михаил Бычков, Константин Райкин, Виктор Крамер, Антон Коваленко и Ирина Керученко) и режиссер фильма «В Брюгге» — знает, о чем говорит.

16. «Шопинг-тур»
Михаил Брашинский, Россия
Почти безбюджетный микс забавного хоррора (в Иванов день финны поедают приезжих!) и психологически выверенной драмы (героям веришь безоговорочно).

17. «Последняя сказка Риты»
Рената Литвинова, Россия
Фильм Ренаты Литвиновой, снятый на собственные деньги, без господдержки. Красота.

18. «За Маркса...»
Светлана Баскова, Россия
Бескомпромиссное политическое высказывание на грани гротеска. Первый «официальный» фильм Светланы Басковой, «подпольного» гения, автора «Зеленого слоника», «Пяти бутылок водки» и «Моцарта». Вновь с Владимиром Епифанцевым, дезертировавшим было в мейнстрим.

19. «Клип»/Klip
Майя Милош, Сербия
Отличное реалистичное кино о взрослении, спровоцировавшее господ из Министерства так называемой культуры на неадекватную реакцию.

20. «Кукольный дом»/Dollhouse
Кирстен Шеридан, Ирландия
Почти бессюжетный образец чистого кинематографического драйва. А в интервью настоящий панк-режиссер прикидывается скромницей.

21. «007: Координаты Скайфолл»/Skyfall
Сэм Мендес, Великобритания — США
Пожалуй, лучший фильм «Бондианы» — олдскульный, остроумный, ближе к финалу вдруг оборачивающийся чем-то вроде «Соломенных псов».

22. «Рай: Любовь»/Paradies: Liebe
Ульрих Зайдль, Австрия
Первая часть ехидной трилогии австрийского разрушителя святынь и саркастичного бытописателя мелкой буржуазии. Вторая часть, «Вера», теоретически тоже должна выйти в российский прокат (если двуглавый гибрид Минкульта и патриархии не помешает).

23. «Кококо»
Авдотья Смирнова, 2012
Народная (в прямом и переносном смысле) комедия.

24. «На дороге»/On the Road
Вальтер Саллеш, США
Качественное кинопереложение романа Керуака.

25. «Франкенвини»/Frankenweenie
Тим Бёртон, США
Черно-белая анимация от несклонного к простоям и кризисам выдумщика.

26. «Между»/Twixt
Френсис Форд Коппола, США
Фильмы отца «Крестного отца» год от года становятся все страннее и все независимее. Тем не менее манкировать ими непозволительно: путь в метафизическое измерение Коппола прокладывает как мало кто.

27. «Люди в черном — 3»/Men in Black III
Барри Зонненфельд, США
Самый живой, обаятельный и радостный продукт, спрыгнувший с голливудского конвейера.

28. «Сексуальные хроники французской семьи»/Chroniques sexuelles d'une famille d'aujourd'hui
Жан-Марк Барр, Паскаль Арнольд, Франция
Возможность увидеть, как занимаются сексом наши друзья и соседи. А кроме того, кино о свободе, любимой теме дуэта Барр — Арнольд.

29. «Хоббит: Нежданное путешествие» / The Hobbit: An Unexpected Journey
Питер Джексон, Новая Зеландия — США
Аттракцион, оправдывающий каждый потраченный цент. Плюс довольно четкий алгоритм поведения для каждого желающего жить, а не существовать: надо выйти вон из норы (читай: зоны комфорта) с помощью грязных пьющих гномов или без нее. Среди многочисленных уродов Горлум остается непревзойденным — даже бородавчатый король троллей с бородой-мошонкой скромно курит в сторонке.

30. «Духless»
Роман Прыгунов, Россия
Неожиданно легкое и неглупое кино по мотивам одной запредельной книги.

31. «Ограбление казино»/Killing Them Softly
Эндрю Доминик, США
Брэд Питт в гангстерской байке, претендующей на эпическую картину «Обамерики».

32. «Пьета»/Pieta
Ким Ки Дук, Корея
Необарочный кореец верен любимым темам и мотивам. Вычурно, много физической боли и душевных страданий. «Золотой лев» Венеции.

33. «Мастер»
Пол Томас Андерсон, США
Самая помпезная картина года, обреченная на попадание в оскаровский пул.

34. «Антон тут рядом»
Любовь Аркус, Россия
Режиссерский дебют российского кинокритика, основательницы журнала «Сеанс». Насколько про мальчика-аутиста Антона Харитонова, настолько и про саму Аркус.

 

35. «После мрака свет»/Post Tenebras Lux
Карло Рейгадас, Мексика
Изобретательная дичь от мексиканского понтярщика номер один.

36. «Космополис»/Cosmopolis
Дэвид Кроненберг, Канада — Великобритания
В этой экранизации вычурного неомарксистского романа Дона ДеЛилло Роберт Паттинсон в течение без малого двух часов не покидает лимузин.

37. «Эксперимент “Повиновение”»/Compliance
Крэйг Зобель, США
Малоприятный и одномерный, но цепляющий всех без исключения триллер, хит МКФ в Локарно.

38. «В другой стране»/Da-reun na-ra-e-suh
Хон Сансу, Корея — Франция
Смешное «кино о кино», на мой вкус, первый фильм корейского арт-стахановца, доступный иностранцам. Возможно, из-за участия божественной Изабель Юппер.

39. «Рассказы»
Михаил Сегал, Россия
Сатирическая энциклопедия русской жизни.

40. «Облачный атлас»/Cloud Atlas
Том Тыквер, братья Вачовски, США
На мой вкус — нудно, банально, претенциозно, почти невыносимо. Но создатели — те еще красавчики. И потом, у «Атласа» столько поклонников, что не включить его в список было бы преступным проявлением вкусовщины.

41. «Фауст»
Александр Сокуров, Россия — Германия
Завершающая часть тетралогии власти, принесшая Сокурову золото Венеции в 2011-м и премию проекта «Сноб» «Сделано в России» в 2012-м. Интервью с живым богом — в декабрьском, коллекционном номере журнала.

42. «Самая одинокая планета»/The Loneliest Planet
Джулия Локтев, США
Гаэль Гарсия Берналь и Хани Фюрстенберг в горах Грузии — тончайшее кино о хрупкости чувств, снятое уроженкой Ленинграда.

43. «Дж. Эдгар»/J. Edgar
Клинт Иствуд, США
Феерическая кинобиография создателя ФБР — плод сотрудничества Иствуда с Леонардо Дикаприо.

44. «Туринская лошадь»/A Torinoi loi
Бела Тарр, Венгрия
Самый медленный и, возможно, самый страшный фильм о конце света.

45. «4.44 Последний день на Земле»/4:44 Last Day on Earth
Абель Феррара, США
Образец интимистского подхода к эсхатологической теме; самый уютный, что ли, фильм о том, что мы все умрем. Вестниками апокалипсиса становятся ютьюбовские ролики народных волнений.

46. «Дом терпимости»/L’Apollonide
Бертран Бонелло, Франция
Вышедший в российский прокат с почти двухгодичным опозданием фильм-гипноз, воспоминание пропитанного кровью и спермой веселого дома.

47. «Боевой конь»/War Horse
Стивен Спилберг, США
Спилберг уже снял кинобиографию президента Линкольна, но она появится в российских кинотеатрах только в конце января. Поэтому в этом списке — прошлогодняя лента мэтра, романтическое военное кино. Ну очень красивое.

48. «Тут вам не Калифорния!»/This Ain’t California
Мартен Персиль, Германия
Сотворенная из любительских фильмов панорама 1980-х. Кто жил — не забудет. Пробирает до слез.

49. «Гавр»/Le Havre
Аки Каурисмяки, Франция — Финляндия
Душевнейшая сказка, идеально подходит для просмотра в Рождество.

50. «Сердца бумеранг»
Николай Хомерики, Россия
Возможно, последний «авторский» и «фестивальный» фильм режиссера, переключившегося на сериалы.

 
Комментировать Всего 12 комментариев
 

Жаль, "Мастер" ещё не вышел, очень хочется увидеть. Кажется, фильм должен стать культовым.

 
 

C российской выборкой далеко не со всем могу согласиться. Конечно, "Фауст" - вне конкуренции. А на второе место я бы поставила совершенно другой, но по-своему выдающийся фильм - "Шапито-шоу". Хотя не знаю, к какому году он относится, но в широкий прокат он вышел, по-моему, как раз в 2012 году.

 
 

он вышел в прокат в самом начале 2012-го, но максимальный резонанс был сразу после премьеры на ММКФ в 2011-м, поэтому в этот список я и не включил "Шапито-шоу"

 
 

Да уж, наши вкусы совпадают не так чтобы очень :)

Про Облачный Атлас хотелось бы заметить, что, возможно сюжет слегка замылен, но не более замылен, чем в большинстве других картин в списке, о которых подобных комментариев оставлено не было. Его ценность даже не в монументальности сюжета, а в монументальности воплощения. Перед тремя режиссерами стояла задача сплести множество нитей вместе - гораздо бОльший труд и самопосвящение, чем в большинстве фильмов, которые стоят в первой десятке.

 
 

ну сплетены они так себе - каждая нить существует более-менее отдельно

и вообще-то куча мелких режиссеров с некоторыми амбициями обожают сплетать разные линии вместе - это как раз от слабости; куда проще придумать несколько линий, которые, типа, должны вместе сложиться в эпохальную мозаику (как у Роберта Олтмана, ха-ха), чем рассказать одну вменяемую и сильную историю

 
 

Там не просто пять нитей - пять времен, пять наборов декораций, локаций, актеров, грима, костюмов, спецэффектов и прочего.

Куда тяжелее, на мой

Вачовски - да, мелковатые режиссеры, куда уж им до.. Ну, до Ренаты Литвиновы, например :)

 
 

Там не просто пять нитей - там пять времен, пять наборов декораций, локаций, актеров, грима, костюмов, спецэффектов и прочего.

В пять раз тяжелее, на мой взгляд, нежели сильная и вменяемая история (это чтобы не без душевных страданий, надо понимать) на фоне нелюбопытной бытовухи

Вачовски - да, мелковатые режиссеры, куда уж им до.. Ну, до Ренаты Литвиновы, например :)

 
 

они действительно на одном поле с Литвиновой – мельесовском поле фантазийного кино; где связь между бытовухой и литвиновской сказкой, я не понимаю.

и на мой взгляд, да, отличный пример – чистое свободное творчество, интимный "я-фильм", кинопоэзия как она есть (Литвинова) на одном полюсе и претенциозная, но, по сути, примитивная залепуха со спецэффектами, на другом

 
 

Я так понял, что искусство должно быть скучным? - Я любой ценой обхожу "я-фильмы" и "кинопоэзии", так что это - банальный спор о вкусах.

Более того: я очень нетерпимо отношусь к синдрому поиска глубинного смысла, так что "я-фильмы" и "кинопоэзии" - это фильмы в первую очередь для тех, кто любит рассказать другим, даже самому автору о том, что хотел сказать автор своим фильмом. В общем - клуб любителей порассуждать ни о чем.

Хотя это оффтоп, конечно, но я уверен, что Вачовски за год в состоянии наклепать стопяццот фильмов, равных по художественной ценности тому самому примеру выше, однако Литвинова вряд ли имеет потенциал снимать что-то уровня Вачовски.

Тот же пример "Кококо" - да, хороший фильм, но, по сути - бытовуха, так что бытовухой весь полет фантазии и ограничен. Полет фантазии Вачовски не ограничен ничем.

Так что же искусство? - Фильмы, которые могут добраться до сердца каждого, или исключительно до сердец критиков? - В мое сердце Литвинове уж точно никак дорогу не найти. Облачный Атлас, конечно, тоже не попал, но Матрица (первая) - однозначно один из любимых фильмов.

 
 

"я очень нетерпимо отношусь к синдрому поиска глубинного смысла" – если так, то вас должно просто тошнить от "облачного атласа", который от ушей до хвоста посвящён Глубинному Смыслу Жизни. Хотя да, его там искать не надо, там ещё пальчиками режиссёрскими всё время тыкают: вот он, Глубинный Смысл.

"Фильмы, которые могут добраться до сердца каждого" - а таких фильмов нет по определению, даже "Ну, погоди" или Чарли Чаплин вряд ли до каждого доберутся (видел своими глазами нескольких равнодушных)

Эту реплику поддерживают: Тимур Седов

 

Святые Моторы – просто здорово. Свежо! Фауст обречен стать классикой.

Эту реплику поддерживают: Ирина Соколова

 

  Вадим, хочу добавить к Вашему списку фильм "Стыд" Стива Маккуина. Великолепный фильм! В нем, на мой взгляд, и со смыслами все хорошо, и со вкусом, и со всем остальным.

50 самых важных фильмов года

Вот исчерпывающий список того кино, посмотрев которое вы будете в курсе всего самого интересного и актуального, что творится в России и мире

+T-

Сначала — 30 выдающихся картин, которые я ценю как критик и люблю как человек. Потом — 10 фильмов, к которым я равнодушен, но многие мои коллеги считают их шедеврами; в любом случае, стоит посмотреть. Замыкает список десятка фильмов, датированных 2011 годом, но в российский прокат они попали в 2012-м, а потому имеют право быть названными. Хармони Корин и Квентин Тарантино попадут в список лучших через год.

1. «Корпорация "Святые моторы"»/Holy Motors
Лео Каракс, Франция
Безумный и прекрасный фильм про, как бы громко это ни звучало, божественное присутствие. В главной роли — гениальный демон Дени Лаван.

2. «Любовь»/Amour
Михаэль Ханеке, Франция — Австрия
Строгий и несентиментальный, но неожиданно теплый для язвительного антрополога Ханеке фильм. Старость, последняя радость, смерть. Абсолютно заслуженное золото Каннского фестиваля — второе в коллекции гениального австрийца.

3. «Королевство полной луны»/Moonrise Kingdom
Уэс Андерсон, США
Маленькое — как и его герои пионерского возраста — чудо, сотворенное самым оригинальным американским режиссером наших дней.

4. «Вечное возвращение»
Кира Муратова, Украина
Комедия, составленная из кинопроб одного и того же любовного анекдота, — пример авторского радикализма, абсолютной свободы и вечной молодости Киры Муратовой.

5. «Я буду рядом»
Павел Руминов, Россия
Реалистичная мелодрама, снятая с доверием к реальности и уверенная в том, что жизнь интереснее любых фантазий. Гениальная роль Марии Шалаевой. Главный приз «Кинотавра».

6. «Жить»
Василий Сигарев, Россия
Страшная-страшная сказка. Слабонервные и подслеповатые зрители зациклились на том, что кино про смерть. А на самом деле ровно наоборот — про жизнь. И про любовь.

7. «Я тоже хочу»
Алексей Балабанов, Россия
Странный и печальный роуд-муви о людях, отправившихся к мистической колокольне счастья искать. Пересказать нельзя: это все равно что петь в караоке заклинания Леонида Федорова, сопровождающие героев в их нежданном приключении.

8. «Измена»
Кирилл Серебренников, Россия
Раздражающая многих вычурностью драма о влечении как травматическом опыте. Вот здесь — репортаж с Венецианского фестиваля, в конкурсе которого фильм представлял Россию, здесь — текст для бумажного «Сноба».

9. «Девушка из Марфы»/Marfa Girl
Ларри Кларк, США
Секс, юность, Америка, пение птиц — тэги новой работы разнузданного гения. «Девушка» доступна в интернете, интервью с Кларком — на нашем сайте.

10. «Зима, уходи!»
Коллектив режиссеров Мастерской Марины Разбежкиной, Россия
Грандиозный документальный фильм, посвященный зимним народным волнениям. Останется и в истории кино, наверняка.

11. «Завтра»
Андрей Грязев, Россия
Еще один шедевр неигрового кино. Формально — хроника частной жизни арт-группы «Война», по сути — ода к радости. Радости жизни.

12. «Танец Дели»
Иван Вырыпаев, Россия
Киноверсия одноименной пьесы — экспериментальный фильм с психотерапевтическим эффектом. Вырыпаев — один из немногих, кто способен увидеть реальность во всей полноте, с болью, кровью и грязью, принять, осознать и превратить в красоту.

13. «Орда»
Андрей Прошкин, Россия
Тонкий и точный фильм на самую болезненную сегодня — религиозную — тему.

14. «Операция “Арго”»/Argo
Бен Аффлек, США
Эталонный триллер, основанный на немыслимых реальных событиях.

15. «Семь психопатов»/Seven Psychopaths
Мартин МакДонах, США
Дьявольски изобретательный фильм про природу творчества, кровавую и непостижимую. Автор — дико востребованный ирландский драматург (только в России его ставили около сотни раз, среди постановщиков — Кирилл Серебренников, Сергей Федотов, Михаил Бычков, Константин Райкин, Виктор Крамер, Антон Коваленко и Ирина Керученко) и режиссер фильма «В Брюгге» — знает, о чем говорит.

16. «Шопинг-тур»
Михаил Брашинский, Россия
Почти безбюджетный микс забавного хоррора (в Иванов день финны поедают приезжих!) и психологически выверенной драмы (героям веришь безоговорочно).

17. «Последняя сказка Риты»
Рената Литвинова, Россия
Фильм Ренаты Литвиновой, снятый на собственные деньги, без господдержки. Красота.

18. «За Маркса...»
Светлана Баскова, Россия
Бескомпромиссное политическое высказывание на грани гротеска. Первый «официальный» фильм Светланы Басковой, «подпольного» гения, автора «Зеленого слоника», «Пяти бутылок водки» и «Моцарта». Вновь с Владимиром Епифанцевым, дезертировавшим было в мейнстрим.

19. «Клип»/Klip
Майя Милош, Сербия
Отличное реалистичное кино о взрослении, спровоцировавшее господ из Министерства так называемой культуры на неадекватную реакцию.

20. «Кукольный дом»/Dollhouse
Кирстен Шеридан, Ирландия
Почти бессюжетный образец чистого кинематографического драйва. А в интервью настоящий панк-режиссер прикидывается скромницей.

21. «007: Координаты Скайфолл»/Skyfall
Сэм Мендес, Великобритания — США
Пожалуй, лучший фильм «Бондианы» — олдскульный, остроумный, ближе к финалу вдруг оборачивающийся чем-то вроде «Соломенных псов».

22. «Рай: Любовь»/Paradies: Liebe
Ульрих Зайдль, Австрия
Первая часть ехидной трилогии австрийского разрушителя святынь и саркастичного бытописателя мелкой буржуазии. Вторая часть, «Вера», теоретически тоже должна выйти в российский прокат (если двуглавый гибрид Минкульта и патриархии не помешает).

23. «Кококо»
Авдотья Смирнова, 2012
Народная (в прямом и переносном смысле) комедия.

24. «На дороге»/On the Road
Вальтер Саллеш, США
Качественное кинопереложение романа Керуака.

25. «Франкенвини»/Frankenweenie
Тим Бёртон, США
Черно-белая анимация от несклонного к простоям и кризисам выдумщика.

26. «Между»/Twixt
Френсис Форд Коппола, США
Фильмы отца «Крестного отца» год от года становятся все страннее и все независимее. Тем не менее манкировать ими непозволительно: путь в метафизическое измерение Коппола прокладывает как мало кто.

27. «Люди в черном — 3»/Men in Black III
Барри Зонненфельд, США
Самый живой, обаятельный и радостный продукт, спрыгнувший с голливудского конвейера.

28. «Сексуальные хроники французской семьи»/Chroniques sexuelles d'une famille d'aujourd'hui
Жан-Марк Барр, Паскаль Арнольд, Франция
Возможность увидеть, как занимаются сексом наши друзья и соседи. А кроме того, кино о свободе, любимой теме дуэта Барр — Арнольд.

29. «Хоббит: Нежданное путешествие» / The Hobbit: An Unexpected Journey
Питер Джексон, Новая Зеландия — США
Аттракцион, оправдывающий каждый потраченный цент. Плюс довольно четкий алгоритм поведения для каждого желающего жить, а не существовать: надо выйти вон из норы (читай: зоны комфорта) с помощью грязных пьющих гномов или без нее. Среди многочисленных уродов Горлум остается непревзойденным — даже бородавчатый король троллей с бородой-мошонкой скромно курит в сторонке.

30. «Духless»
Роман Прыгунов, Россия
Неожиданно легкое и неглупое кино по мотивам одной запредельной книги.

31. «Ограбление казино»/Killing Them Softly
Эндрю Доминик, США
Брэд Питт в гангстерской байке, претендующей на эпическую картину «Обамерики».

32. «Пьета»/Pieta
Ким Ки Дук, Корея
Необарочный кореец верен любимым темам и мотивам. Вычурно, много физической боли и душевных страданий. «Золотой лев» Венеции.

33. «Мастер»
Пол Томас Андерсон, США
Самая помпезная картина года, обреченная на попадание в оскаровский пул.

34. «Антон тут рядом»
Любовь Аркус, Россия
Режиссерский дебют российского кинокритика, основательницы журнала «Сеанс». Насколько про мальчика-аутиста Антона Харитонова, настолько и про саму Аркус.

 

35. «После мрака свет»/Post Tenebras Lux
Карло Рейгадас, Мексика
Изобретательная дичь от мексиканского понтярщика номер один.

36. «Космополис»/Cosmopolis
Дэвид Кроненберг, Канада — Великобритания
В этой экранизации вычурного неомарксистского романа Дона ДеЛилло Роберт Паттинсон в течение без малого двух часов не покидает лимузин.

37. «Эксперимент “Повиновение”»/Compliance
Крэйг Зобель, США
Малоприятный и одномерный, но цепляющий всех без исключения триллер, хит МКФ в Локарно.

38. «В другой стране»/Da-reun na-ra-e-suh
Хон Сансу, Корея — Франция
Смешное «кино о кино», на мой вкус, первый фильм корейского арт-стахановца, доступный иностранцам. Возможно, из-за участия божественной Изабель Юппер.

39. «Рассказы»
Михаил Сегал, Россия
Сатирическая энциклопедия русской жизни.

40. «Облачный атлас»/Cloud Atlas
Том Тыквер, братья Вачовски, США
На мой вкус — нудно, банально, претенциозно, почти невыносимо. Но создатели — те еще красавчики. И потом, у «Атласа» столько поклонников, что не включить его в список было бы преступным проявлением вкусовщины.

41. «Фауст»
Александр Сокуров, Россия — Германия
Завершающая часть тетралогии власти, принесшая Сокурову золото Венеции в 2011-м и премию проекта «Сноб» «Сделано в России» в 2012-м. Интервью с живым богом — в декабрьском, коллекционном номере журнала.

42. «Самая одинокая планета»/The Loneliest Planet
Джулия Локтев, США
Гаэль Гарсия Берналь и Хани Фюрстенберг в горах Грузии — тончайшее кино о хрупкости чувств, снятое уроженкой Ленинграда.

43. «Дж. Эдгар»/J. Edgar
Клинт Иствуд, США
Феерическая кинобиография создателя ФБР — плод сотрудничества Иствуда с Леонардо Дикаприо.

44. «Туринская лошадь»/A Torinoi loi
Бела Тарр, Венгрия
Самый медленный и, возможно, самый страшный фильм о конце света.

45. «4.44 Последний день на Земле»/4:44 Last Day on Earth
Абель Феррара, США
Образец интимистского подхода к эсхатологической теме; самый уютный, что ли, фильм о том, что мы все умрем. Вестниками апокалипсиса становятся ютьюбовские ролики народных волнений.

46. «Дом терпимости»/L’Apollonide
Бертран Бонелло, Франция
Вышедший в российский прокат с почти двухгодичным опозданием фильм-гипноз, воспоминание пропитанного кровью и спермой веселого дома.

47. «Боевой конь»/War Horse
Стивен Спилберг, США
Спилберг уже снял кинобиографию президента Линкольна, но она появится в российских кинотеатрах только в конце января. Поэтому в этом списке — прошлогодняя лента мэтра, романтическое военное кино. Ну очень красивое.

48. «Тут вам не Калифорния!»/This Ain’t California
Мартен Персиль, Германия
Сотворенная из любительских фильмов панорама 1980-х. Кто жил — не забудет. Пробирает до слез.

49. «Гавр»/Le Havre
Аки Каурисмяки, Франция — Финляндия
Душевнейшая сказка, идеально подходит для просмотра в Рождество.

50. «Сердца бумеранг»
Николай Хомерики, Россия
Возможно, последний «авторский» и «фестивальный» фильм режиссера, переключившегося на сериалы.

 
Комментировать Всего 12 комментариев
 

Жаль, "Мастер" ещё не вышел, очень хочется увидеть. Кажется, фильм должен стать культовым.

 
 

C российской выборкой далеко не со всем могу согласиться. Конечно, "Фауст" - вне конкуренции. А на второе место я бы поставила совершенно другой, но по-своему выдающийся фильм - "Шапито-шоу". Хотя не знаю, к какому году он относится, но в широкий прокат он вышел, по-моему, как раз в 2012 году.

 
 

он вышел в прокат в самом начале 2012-го, но максимальный резонанс был сразу после премьеры на ММКФ в 2011-м, поэтому в этот список я и не включил "Шапито-шоу"

 
 

Да уж, наши вкусы совпадают не так чтобы очень :)

Про Облачный Атлас хотелось бы заметить, что, возможно сюжет слегка замылен, но не более замылен, чем в большинстве других картин в списке, о которых подобных комментариев оставлено не было. Его ценность даже не в монументальности сюжета, а в монументальности воплощения. Перед тремя режиссерами стояла задача сплести множество нитей вместе - гораздо бОльший труд и самопосвящение, чем в большинстве фильмов, которые стоят в первой десятке.

 
 

ну сплетены они так себе - каждая нить существует более-менее отдельно

и вообще-то куча мелких режиссеров с некоторыми амбициями обожают сплетать разные линии вместе - это как раз от слабости; куда проще придумать несколько линий, которые, типа, должны вместе сложиться в эпохальную мозаику (как у Роберта Олтмана, ха-ха), чем рассказать одну вменяемую и сильную историю

 
 

Там не просто пять нитей - пять времен, пять наборов декораций, локаций, актеров, грима, костюмов, спецэффектов и прочего.

Куда тяжелее, на мой

Вачовски - да, мелковатые режиссеры, куда уж им до.. Ну, до Ренаты Литвиновы, например :)

 
 

Там не просто пять нитей - там пять времен, пять наборов декораций, локаций, актеров, грима, костюмов, спецэффектов и прочего.

В пять раз тяжелее, на мой взгляд, нежели сильная и вменяемая история (это чтобы не без душевных страданий, надо понимать) на фоне нелюбопытной бытовухи

Вачовски - да, мелковатые режиссеры, куда уж им до.. Ну, до Ренаты Литвиновы, например :)

 
 

они действительно на одном поле с Литвиновой – мельесовском поле фантазийного кино; где связь между бытовухой и литвиновской сказкой, я не понимаю.

и на мой взгляд, да, отличный пример – чистое свободное творчество, интимный "я-фильм", кинопоэзия как она есть (Литвинова) на одном полюсе и претенциозная, но, по сути, примитивная залепуха со спецэффектами, на другом

 
 

Я так понял, что искусство должно быть скучным? - Я любой ценой обхожу "я-фильмы" и "кинопоэзии", так что это - банальный спор о вкусах.

Более того: я очень нетерпимо отношусь к синдрому поиска глубинного смысла, так что "я-фильмы" и "кинопоэзии" - это фильмы в первую очередь для тех, кто любит рассказать другим, даже самому автору о том, что хотел сказать автор своим фильмом. В общем - клуб любителей порассуждать ни о чем.

Хотя это оффтоп, конечно, но я уверен, что Вачовски за год в состоянии наклепать стопяццот фильмов, равных по художественной ценности тому самому примеру выше, однако Литвинова вряд ли имеет потенциал снимать что-то уровня Вачовски.

Тот же пример "Кококо" - да, хороший фильм, но, по сути - бытовуха, так что бытовухой весь полет фантазии и ограничен. Полет фантазии Вачовски не ограничен ничем.

Так что же искусство? - Фильмы, которые могут добраться до сердца каждого, или исключительно до сердец критиков? - В мое сердце Литвинове уж точно никак дорогу не найти. Облачный Атлас, конечно, тоже не попал, но Матрица (первая) - однозначно один из любимых фильмов.

 
 

"я очень нетерпимо отношусь к синдрому поиска глубинного смысла" – если так, то вас должно просто тошнить от "облачного атласа", который от ушей до хвоста посвящён Глубинному Смыслу Жизни. Хотя да, его там искать не надо, там ещё пальчиками режиссёрскими всё время тыкают: вот он, Глубинный Смысл.

"Фильмы, которые могут добраться до сердца каждого" - а таких фильмов нет по определению, даже "Ну, погоди" или Чарли Чаплин вряд ли до каждого доберутся (видел своими глазами нескольких равнодушных)

Эту реплику поддерживают: Тимур Седов

 

Святые Моторы – просто здорово. Свежо! Фауст обречен стать классикой.

Эту реплику поддерживают: Ирина Соколова

 

  Вадим, хочу добавить к Вашему списку фильм "Стыд" Стива Маккуина. Великолепный фильм! В нем, на мой взгляд, и со смыслами все хорошо, и со вкусом, и со всем остальным.