panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Информация / ИСКУССТВА / Кино художественное и документальное, мультфильмы, анимации, 3D / 2015 КИНО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ / Рутковский Вадим 2015-12-31 Итоги-2015: 50 самых важных фильмов года https://snob.ru/selected/entry/102655 /

Рутковский Вадим 2015-12-31 Итоги-2015: 50 самых важных фильмов года https://snob.ru/selected/entry/102655Рутковский Вадим 2015-12-31 Итоги-2015: 50 самых важных фильмов года https://snob.ru/selected/entry/102655



Итоги-2015: 50 самых важных фильмов года

Мы выбирали их в 2012-м2013-м и 2014-м. Еще один год миновал — и мы снова вспоминаем все самое интересное, что двигалось со скоростью 24 кадра в секунду

+T-
Кадр из фильма «Развлечение»
Кадр из фильма «Развлечение»

Схема, отработанная в предыдущие годы, на этот раз подверглась корректировке: впервые список не замыкает десятка фильмов 2014-го, упущенных при составлении соответствующего топа. Здесь всего один «припозднившийся» фильм — «Американский снайпер» Клинта Иствуда, вышедший в России только весной 2015-го. Но, как и прежде, десять мест (с 41 по 50-е) отданы фильмам, которые я включаю в рейтинг не как человек, а как редактор, признавая, так сказать, их объективный резонанс. Да, и необходимо пояснить, почему в списке отсутствует замечательная картина Василия Сигарева «Страна Оз». В эмоциональной заметке для личного блога я высказал все раздражение тем русским кино, в котором вместо отдельных емких слов звучат «бипы», как того требует антиконституционный закон «про мат». В той «Стране Оз», что вышла в прокат, «бип» звучит непрерывно, а той, что показывали на «Кинотавре» и ММКФ, получается, и нет. Возможно, стоит по-христиански пожалеть кинематографистов, ставших жертвами депутатского произвола. Но включить в число важнейших работ года фильм, изувеченный цензурой, рука не поднимается.

1. «Все будет хорошо» (Every Thing Will Be Fine)

Вим Вендерс, Германия — США

Кадр из фильма «Все будет хорошо»
Кадр из фильма «Все будет хорошо»

Любой пересказ этого фильма будет неточным и неадекватным; да и пересказывать-то толком нечего. Писатель Томас Элдан (Джеймс Франко), искавший творческого вдохновения в заснеженной морозной глуши, подальше от подруги (Рэчел Макадамс) и мира, сбил на дороге мальчишку, одного из двух сыновей отшельницы Кейт (Шарлотта Генсбур) — насмерть. Завязка не приводит к результату, услужливо подсказываемому ленивым мышлением: никакой драмы о мучительном изживании травмы не будет. Будет неторопливый — «жизнь — это долгая спокойная река» — простой, меланхоличный и светлый фильм, успевающий за два часа охватить 10 с лишним лет существования героев, чьи судьбы связал несчастный случай. Фильм, прозрачный до бесплотности, с удивительным использованием 3D-технологии — не для спецэффектов, но для пристального и ненавязчивого всматривания в трехмерную повседневность. Кажется, Вендерс, когда-то снявший фильм об ангелах, стал ангелом сам.

2. «Брат Дэян»

Бакур Бакурадзе, Россия — Сербия

Кадр из фильма «Брат Дэян»
Кадр из фильма «Брат Дэян»

Еще один сопротивляющийся пересказу фильм: хроника последних дней опального сербского генерала, военного преступника в бегах, обретает былинные черты и заставляет физически ощущать происходящее. И это при том, что Бакурадзе не устает повторять: «это всего лишь кино», разрывая ткань фильма вкраплениями фрагментов, показывающих «кухню» съемочного процесса. Подробнее о «Брате» — в репортаже с фестиваля в Локарно.

3. «Родина»

Петр Буслов, Россия

Кадр из фильма «Родина»
Кадр из фильма «Родина»

Свой профессиональный долг «Родине» я отдал в нескольких материалах: в отзыве сразу после появления первого трейлера, в репортаже после премьеры на «Кинотавре», в интервью с Петром Бусловым. Но и этого, конечно, недостаточно, чтобы выразить всю глубочайшую человеческую признательность фильму, к которому слово «важный» применимо с наибольшими основаниями. Если моих слов недостаточно, рекомендую вот этот текст о картине.

4. «Любовь» (Love)

Гаспар Ноэ, Франция

Кадр из фильма «Любовь»
Кадр из фильма «Любовь»

О «Любви» на этих страницах тоже многое сказано — в репортаже после ночного каннского фурора, в отчете о событиях ММКФ, в серии текстов про цензурный произвол Минкульта и локальную победу над ним, одержанную кинотеатром «Пионер». Впрочем, лучше ничего не читать о «Любви» (как, впрочем, и обо всех других фильмах списка), лучше увидеть (и почувствовать) ее самостоятельно.

5. «Франкофония»

Александр Сокуров, Франция — Германия — Нидерланды

Кадр из фильма «Франкофония»
Кадр из фильма «Франкофония»

Революционное по степени свободы киноэссе и спиритический сеанс, устанавливающий прямую связь с культурно-историческим прошлым. Подробнее — в репортаже с Венецианского фестиваля и относительно обстоятельной рецензии для «Искусства кино».

6. «Детство лидера» (The Childhood of a Leader)

Брэди Корбет, Великобритания — Венгрия — Франция

Кадр из фильма «Детство лидера»
Кадр из фильма «Детство лидера»

Ошеломляющий режиссерский дебют американского актера Брэди Корбета — с леденящим кровь эффектом мистического ужастика вроде «Омена», только без мистики и ужасов. Подробнее — в репортаже из Венеции, где фильм покорил сразу два официальных жюри — дебютов и программы «Горизонта».

7. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk)

С. Крэйг Залер, США

Кадр из фильма «Костяной томагавк»
Кадр из фильма «Костяной томагавк»

Еще один грандиозный дебют, только здесь с ужасами все в порядке (настолько в порядке, что зрительницы кинотеатра «Цитадель» в Риге, где «Томагавк» смотрел я, буквально визжали). Формально — микс вестерна и хоррора («Искатели» встречаются с «Техасской резней бензопилой»), но Залер использует и страх перед непостижимым миром, заложенный в самой природе вестерна. Фильм, резко и парадоксально говорящий об относительности варварства и цивилизации — как, кстати, и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино. И главную роль в обоих фильмах играет Курт Расселл, и чеховская цитата «голос сильный, но противный» применима к обоим (что не отменяет их потрясающей живописности) — сравнение неизбежно. По мне, так в этом заочном соревновании победил новичок Залер, а у Тарантино (при всей любви) слишком много «типичных», «фирменных» и, в конце концов, общих мест (но в списке важных кинодостижений года он, конечно, еще появится).

8. «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне») (Rak ti Khon Kaen; Cemetery of Splendour)

Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд

Кадр из фильма «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне»)
Кадр из фильма «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне»)

Поэтичное киносновидение тайского сказочника; подробнее — в репортаже из Канна.

9. «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)

Джордж Миллер, Австралия — США

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Самая горячая и живописная антиутопия всех времен. И необыкновенный пример возвращения режиссера из творческого небытия: за два предшествующих десятилетия Миллер напоминал о себе сиквелом сказки про говорящего вежливого поросенка и мультдуплетом про мимимишечных пингвинов. И вдруг — «Безумный Макс», инъекция адреналина прямо в сердце.

10. «Горы могут отступить» (Mountains May Depart)

Цзя Чжанке, Китай — Франция

Кадр из фильма «Горы могут отступить»
Кадр из фильма «Горы могут отступить»

Мозаичный, полистилистичный кинороман с финальным фантастическим броском в будущее; подробнее — в каннском отчете.

11. «Шпионский мост» (Bridges of Spies)

Стивен Спилберг, США

Кадр из фильма «Шпионский мост»
Кадр из фильма «Шпионский мост»

Безупречный исторический триллер — об обмене советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в США, на американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса, сбитого над Свердловском, случившемся на берлинском Глиникском мосту 10 февраля 1962 года. Шедевр нефальшивого гуманизма: главным героем здесь оказывается штатский, Джеймс Донован, адвокат из Бруклина, для которого — в отличие от государственных людей по обе стороны железного занавеса — ценность человеческой жизни превыше всего. В главной роли — Том Хэнкс, он хорош, но, будем надеяться, при раздаче «Оскаров» не будет обойден вниманием и выдающийся британский театральный актер и режиссер Марк Райлэнс, лаконично сыгравший Абеля.

12. «Американский снайпер» (American Sniper)

Клинт Иствуд, США, 2014

Кадр из фильма «Американский снайпер»
Кадр из фильма «Американский снайпер»

Подлинная история Криса Кайла, снайпера, поставившего за время службы в Ираке рекорд по числу убитых солдат противника, — мощнейшее высказывание стального старика Иствуда на тему: «что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки». И оспорить Иствуда с противоположных идеологических позиций практически невозможно — так тверда и профессиональна его режиссерская рука.

13. «Аномализа» (Anomalisa)

Дьюк Джонсон, Чарли Кауфман, США

Кадр из фильма «Аномализа»
Кадр из фильма «Аномализа»

Мрачная и грустная анимация про ускользающую — иной и не бывает — любовь. Чуть подробнее — в репортаже из Венеции.

14. «Я, Эрл и умирающая девушка» (Me and Earl and the Dying Girl)

Альфонсо Гомес-Рехон, США

Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»
Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»

Победитель Санденс-фестиваля, молодежная синефильская трагикомедия, слез на которой не приходится стыдиться. Чуть подробнее — в репортаже из Локано.

15. «Кобейн: Чёртов монтаж» (Cobain: Montage of Heck)

Бретт Морген, США

Кадр из фильма «Кобейн: Чёртов монтаж»
Кадр из фильма «Кобейн: Чёртов монтаж»

Документальный фильм, микширующий хронику, home video и сюрреалистическую анимацию, превращается в интимный портрет музыканта. Подробнее — здесь.

16. «Лобстер» (Lobster)

Йоргос Лантимос, Великобритания — Ирландия — Франция — Греция

Кадр из фильма «Лобстер»
Кадр из фильма «Лобстер»

Абсурдистская фантасмагория, ставшая главным событием осеннего «Бритфеста»; подробнее — здесь.

17. «11 минут» (11 minutes)

Ежи Сколимовский, Польша — Великобритания

Кадр из фильма «11 минут»
Кадр из фильма «11 минут»

Если бы не «Безумный Макс», то на титул самого стремительного фильма года могли бы претендовать «11 минут», хотя это не экшн, а городская панорама «этого безумного, безумного, безумного, безумного» мира. Немного подробнее — в репортаже с Венецианского фестиваля, жюри которого Сколимовского из зависти прокатило.

18. «Клан» (El clan)

Пабло Траперо, Аргентина — Франция

Кадр из фильма «Клан»
Кадр из фильма «Клан»

Почти как «Груз 200» Алексея Балабанова, «Клан» рифмует распад на частном уровне (говоря метафорически, жирных зеленых мух, слетающихся на гнилостное зловоние из семейных шкафов и подвалов) с диктатурой в стране: герои этой семейной саги — династия, похищающая людей, точь-в-точь как тайная полиция, только ради наживы. Только латиноамериканец Траперо сохраняет национальную страстность в любых обстоятельствах, и его фильм не только жуткий, но и витальный; никакой мертвенной бледности.

19. «Самый лучший день»

Жора Крыжовников, Россия

Кадр из фильма «Самый лучший день»
Кадр из фильма «Самый лучший день»

Вольная экранизация не самой известной пьесы Александра Островского «Старый друг лучше новых двух» — довольно радикальный шаг автора дилогии «Горько» в сторону киноэксперимента. Эта народная новогодняя комедия отличается от многочисленных товарок по жанру: большинство из них убого и невыносимо даже в формате полутораминутного трейлера, фильм Крыжовникова снят с почти немыслимыми в российском кино режиссерским шиком и виртуозностью; а эпизод в котором «королева бензоколонки» Оля (Юлия Александрова) победно шествует по городу N, исполняя I Will Survive, — просто фантастика; хоть Басби Бёркли, хоть Боб Фосс — все отдыхают. У фильма первоклассный сценарий с уймой отменных запоминающихся фраз. «Самый лучший день» не стесняется и прямого обращения к зрителю: в отдельных музыкальных номерах (их, правда, могло бы быть и побольше) фильм становится «караоке-комедией», предлагая залу стать единым поющим коллективом — и лично я с удовольствием пел вместе с героями и соседями. Крыжовников, работая с постоянным кругом артистов, умело создает персональную режиссерскую вселенную — и в этот «День» в нее органично вливаются Инна Чурикова, Михаил Боярский, Елена Яковлева (исполнитель главной роли Дмитрий Нагиев, на мой вкус, перебирает с эстрадным гротеском, но это чисто субъективное замечание). И главное, какие бы фантасмагорические ситуации ни придумывал режиссер, какой бы отвязный мюзикл не разыгрывался, фильм не теряет достоверности: это не на Луне, это на Земле.

20. No Home Movie

Шанталь Акерман, Бельгия

Кадр из фильма No Home Movie
Кадр из фильма No Home Movie

Неигровой фильм великой Шанталь Акерман, посвященный последним дням матери режиссера, оказался ее завещанием: 5 октября 2015 года, через два месяца после премьеры No Home Movie в Локарно, Акерман покончила с собой. Последний кадр фильма — пустой дом — говоривший о смерти героини лучше любого прямого текста, теперь воспринимается трагичным вдвойне. Чуть подробнее о фильме — в моем локарнском репортаже, интервью Петра Шепотинника с Акерман — здесь.

21. «Развлечение» (Entertainment)

Рик Алверсон, США

Кадр из фильма «Развлечение»
Кадр из фильма «Развлечение»

Американское независимое кино живо! Доказательство — исступленная экзистенциальная трагикомедия о потном роуд-трипе катастрофически несмешного стэндапера (Грегг Теркингтон) по калифорнийской пустыне Моджави. Развлечение как пытка — своеобразный взгляд, подкрепленный выдающимися операторскими достижениями.

22. «Тщеславие» (La Vanité)

Лионель Байер, Швейцария

Кадр из фильма «Тщеславие»
Кадр из фильма «Тщеславие»

Почти водевиль об эвтаназии — и предельно личное (как всегда у Байера) высказывание о родных и родине. Немного подробнее — в репортаже из Локарно, хотя мировая премьера фильма прошла в параллельной секции Каннского фестиваля ACID.

23. «Спасение»

Иван Вырыпаев, Россия

Кадр из фильма «Спасение»
Кадр из фильма «Спасение»

Умиротворяющая аскетичная комедия о том, что бог мало того что есть, так он еще и везде. Подробнее — здесь.

24. «Звездные войны: Пробуждение силы» (Star Wars: The Force Awakens)

Джей Джей Абрамс, США

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»
Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

Эпизод VII. Не просто фильм, но средство коммуникации (а рядом с этим фактом даже золотые горы кассовых сборов — пустяк). Подробнее — в рецензии Егора Москвитина.

25. «Дипан» (Dheepan)

Жак Одиар, Франция

Кадр из фильма «Дипан»
Кадр из фильма «Дипан»

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля — самая неожиданная за последние лет 15 точно. Подробнее о фильме — здесь.

26. «Шевалье» (Chevalier)

Афина Рэчел Цангари, Греция

Кадр из фильма «Шевалье»
Кадр из фильма «Шевалье»

Причудливая комедия о мужчинах, которым не важно чем, главное — мериться. Постоянно, даже во сне и на отдыхе, в тщетной надежде превзойти всех соперников. Подробнее — в тексте из Локарно.

27. «Визит» (The Visit)

М. Найт Шьямалан, США

Кадр из фильма «Визит»
Кадр из фильма «Визит»

По меркам автора «Шестого чувства», «Таинственного леса» и «Девушки из воды» финальный сюжетный твист «Визита» так себе, может вызвать физиологическую неприязнь, но чтобы удивить — это вряд ли. Да и черт с ним, с твистом: под маской комедийного хоррора с хеппи-эндом скрывается бескомпромиссное высказывание о старости, которая гадость — и только. Ничего достойного, ничего отрадного в ней не найти. Чернота и безысходность; а реальным твистом-сюрпризом оказывается неестественное благолепие хеппи-энда.

28. «Моя мама» (Mia madre)

Нанни Моретти, Италия

Кадр из фильма «Моя мама»
Кадр из фильма «Моя мама»

Про жизнь, слезы, любовь и кино — так пронзительно, как умеет только Моретти. Чуть подробнее — в Каннском репортаже.

29. «Лед и небо» (La Glace et le ciel)

Люк Жаке, Франция

Кадр из фильма «Лед и небо»
Кадр из фильма «Лед и небо»

В экологическую пропаганду этот док о легендарном гляциологе Клоде Лориусе, ученом, в числе первых забившем тревогу по поводу глобального потепления, превращается только в последние 10 минут. Все остальное время это потрясающее приключенческое кино, в котором нет ни одного постановочного кадра, только архивная хроника экспедиций одержимого исследователя в Антарктику.

30. «Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight)

Квентин Тарантино, США

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»
Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Самый неприятный и мизантропичный фильм Тарантино, фильм-клаустрофобия, переполненный словами и уже даже не бесславными, а кончеными ублюдками: едва ли не единственный положительный участник первого раунда — и примерно четырех глав — возница, доставивший пеструю компанию из изгоев и охотников за изгоями в продуваемый снежным бураном салун. Но и ему не поздоровится — все в соответствии со слоганом к отечественному фильму с похожим названием «Сволочи»: «Ни любви, ни тоски, ни жалости». Говоря о включенном в первую десятку «Костяном томагавке», я попенял Тарантино на повторяемость — возможно, она оправдывает теорию моего товарища Леонида Александровского о различии между талантом и гением. Талант может и так, и сяк, гений — только так и не иначе, а Тарантино, конечно же, гений. Но ничего не поделаешь: если в первом его экранизированном (Тони Скоттом) сценарии «Настоящая любовь» от монолога Клиффорда Уорли (Деннис Хоппер), оскорбительного по отношению к итальянцу-палачу Винченцо Кокотти (Кристофер Уокен), шли мурашки, то схожий (да еще и визуализированный) монолог Маркиза Уоррена (Сэмюэл Л. Джексон), офицера армии северян, провоцирующего старого генерала-конфедерата Сэнфорда Смизерса (Брюс Дерн) взяться за пистолет, ни страшен, ни смешон (а рассказывает Уоррен ужасные вещи — как убивал, выгнав голым на мороз, сына генерала, подвергнув его перед смертью оральному изнасилованию). В общем, много чего сделано «на автопилоте», и театральщина зашкаливает (Тарантино почувствовал вкус к ней, устраивая публичные читки сценария «Восьмерки» по ролям), что выглядит дико, учитывая формат фильма: он снят на 70-миллиметровую пленку и в идеале должен идти только в избранных кинотеатрах, сохранивших кинопроекторы (в Москве киноверсию можно будет увидеть только в 1-м зале «Октября»; если верить IMDB, она длиннее цифровой на 20 минут, а с чем это связано — с техническими особенностями или с особыми сценами, существующими только на пленке, — я пока не знаю). Смотреть «Восьмерку» не просто, но и застревает она в голове надолго, и возвращаться к ней хочется. Не исключаю, что годы спустя я назову этот жестокий гибрид вестерна с детективом в замкнутом пространстве и издевательским упражнением на тему «беспристрастный суд — существует ли он?» самым недооцененным фильмом Квентина.

31. «Убийца» (Sicario)

Дени Вильнёв, Канада

Кадр из фильма «Убийца»
Кадр из фильма «Убийца»

Величественный политический триллер о борьбе американских спецслужб с мексиканскими наркокартелями — часто всем людским законам вопреки. Впрочем, для меня морально-этическая сторона картины остается на втором плане: чертовски разные фильмы канадского режиссера Вильнёва цепляют в первую очередь формальной изобретательностью. И оглушительный широкоформатный проезд бронированного кортежа через границу восхищает сам по себе, безотносительно того, куда и зачем эти металлические монстры мчат и чья кровь прольется первой.

32. «Молодость» (Youth)

Паоло Соррентино, Италия — Великобритания

Кадр из фильма «Молодость»
Кадр из фильма «Молодость»

Убедительная драма о старости, снятая на английском языке самым титулованным итальянцем современности. Подробнее — здесь.

33. «Каникулы» (Vacation)

Джон Фрэнсис Дэйли, Джонатан М. Голдштейн, США

Кадр из фильма «Каникулы»
Кадр из фильма «Каникулы»

На мой личный вкус, лучшая комедия года — бесстыдная, нахальная, неполиткорректная, но, как ни странно, защищающая нормальные семейные ценности. Подробнее — здесь.

34. «Пиксели» (Pixels)

Крис Коламбас, США

Кадр из фильма «Пиксели»
Кадр из фильма «Пиксели»

Бодрящее возвращение Голливуда в 1980-е. Подробности — в этой рецензии.

35. «Убей своих друзей» (Kill Your Friends)

Оуэн Харрис, Великобритания

Кадр из фильма «Убей своих друзей»
Кадр из фильма «Убей своих друзей»

Живительная доза кристально чистого цинизма из 1990-х. Подробности — тут.

36. «Прогулка» (The Walk)

Роберт Земекис, США

Кадр из фильма «Прогулка»
Кадр из фильма «Прогулка»

Важное кино о мечте и Америке. Подробная рецензия — здесь.

37. «Рики и Флеш» (Ricki and the Flash)

Джонатан Демме, США

Кадр из фильма «Рики и Флеш»
Кадр из фильма «Рики и Флеш»

Обаятельно старомодный рок-н-ролл-фильм с огневой Мерил Стрип. Подробнее — в репортажеиз Локарно.

38. «Безродные звери» (Beasts of No Nation)

Кэри Фукунага, Великобритания — США

Кадр из фильма «Безродные звери»
Кадр из фильма «Безродные звери»

Кровавая красота войны. Подробнее — в отчете о Венецианской кинобиеннале.

39. «Жертвуя пешкой» (Pawn Sacrifice)

Эдвард Цвик, США

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»
Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

Биография Бобби Фишера (возможно, лучшая на сегодня роль экс-Спайдермена Тоби Мэгуайра), изложенная как болезненный параноидальный триллер; шахматная лихорадка — лишь часть глобального недуга, не щадящего ни гениев, ни посредственностей. Лив Шрайбер тяжеловесно убедителен в роли советского соперника Фишера — Бориса Спасского.

40. «Легенда» (Legend)

Брайан Хельгелэнд, Великобритания

Кадр из фильма «Легенда»
Кадр из фильма «Легенда»

Феерический гангстерский байопик и двойной бенефис Тома Харди. Подробнее — здесь.

41. «Черная месса» (Black Mass)

Скотт Купер, США

Кадр из фильма «Черная месса»
Кадр из фильма «Черная месса»

Гангстерская драма, в которой главный аттракцион — преображенный до дьявольской неузнаваемости Джонни Депп: он играет Джеймса «Уайти» Балджера, мафиози, купавшегося в крови и при том ухитрявшегося десятилетиями состоять на секретной службе у ФБР. Отсутствие особых режиссерских изысков фильму только на пользу: позволяет сосредоточиться на главном — способном довести до нервного приступа осознании того, насколько прозрачны границы между законом и произволом.

42. «Сын Шауля» (Saul fia; Son of Saul)

Ласло Немеш, Венгрия

Кадр из фильма «Сын Шауля»
Кадр из фильма «Сын Шауля»

Опыт погружения в ад Холокоста — один из наиболее вероятных претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Подробнее — в каннском репортаже.

43. «Кэрол» (Carol)

Тодд Хейнс, США

Кадр из фильма «Кэрол»
Кадр из фильма «Кэрол»

Сделанная с неземным визуальным совершенством ретродрама о влюбленных (друг в друга) женщинах, чьи отношения разрушаются — не столько из-за социальной неприемлемости таких чувств в пуританской Америке 1950-х, сколько из-за онтологической обреченности любви. Кейт Бланшетт и Руни Мара безупречны, как и почти всё в этом фильме. То, что в этом списке фильм не в первой десятке, а только на 43-м месте, можно списать на индивидуальное недоверие вашего обозревателя к совершенству.

44. «Стив Джобс» (Steve Jobs)

Дэнни Бойл, США

Кадр из фильма «Стив Джобс»
Кадр из фильма «Стив Джобс»

Трехактная биография Apple-божества, переполненная драматургическими банальностями. Но нельзя не отметить бесноватость Майкла Фассбендера и режиссерский радикализм, делающий ставку на театральность, так контрастирующую с технологическими прорывами героя.

45. «Марсианин» (The Martian)

Ридли Скотт, США

Кадр из фильма «Марсианин»
Кадр из фильма «Марсианин»

Страшно увлекательное, хотя и одноразовое, без послевкусия зрелище о чудесах выживания, проявленных ботаником в космосе. Подробнее — здесь.

46. «Так хорошо, в другой раз — плохо» (Right Now, Wrong Then)

Хон Сансу, Республика Корея

Кадр из фильма «Так хорошо, в другой раз — плохо»
Кадр из фильма «Так хорошо, в другой раз — плохо»

Легкая алкогольно-моралистичная драма, принесшая культовому корейскому режиссеру «Золотого леопарда» Локарно. В репортаже оттуда я переводил название как «Сейчас правильно, а тогда — нет»; в этом тексте я использую тот вариант, под которым фильм был показан в России, но вообще лучше всех смысл Хона передал обозреватель «КП» Стас Тыркин: «Что такое хорошо и что такое плохо».

47. «Милый Ханс, дорогой Петр»

Александр Миндадзе, Россия — Германия

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»
Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Заковыристое произведение о советской России и фашистской Германии. Подробнее — в репортаже с ММКФ.

48. «Про любовь»

Анна Меликян, Россия

Кадр из фильма «Про любовь»
Кадр из фильма «Про любовь»

Пять новелл (от гениальной, с Ренатой Литвиновой и Михаилом Ефремовым, до совсем посредственной, с Владимиром Машковым и Юлией Снигирь) понятно про что. Подробнее о фильме — в репортаже с «Кинотавра», где эта радужная комедия получила главный приз. Интервью с Анной Меликян — здесь.

49. «Мустанг» (Mustang)

Дениз Гамзе Эргювен, Турция

Кадр из фильма «Мустанг»
Кадр из фильма «Мустанг»

Один из еврохитов года — про безрадостные условия, в которых существуют бесправные турецкие женщины. Кино крайне тенденциозное, но смотреть на цветник актрис — роскошь и нега.

50. «Новейший завет» (Le tout nouveau testament)

Жако Ван Дормель, Бельгия

Кадр из фильма «Новейший завет»
Кадр из фильма «Новейший завет»

Грешащая дурным вкусом комическая фантазия на божественные темы. Многим нравится, о чем я сообщал здесь. Да пребудет с нами Сила.

 

Итоги-2015: 50 самых важных фильмов года

Мы выбирали их в 2012-м2013-м и 2014-м. Еще один год миновал — и мы снова вспоминаем все самое интересное, что двигалось со скоростью 24 кадра в секунду

+T-
Кадр из фильма «Развлечение»
Кадр из фильма «Развлечение»

Схема, отработанная в предыдущие годы, на этот раз подверглась корректировке: впервые список не замыкает десятка фильмов 2014-го, упущенных при составлении соответствующего топа. Здесь всего один «припозднившийся» фильм — «Американский снайпер» Клинта Иствуда, вышедший в России только весной 2015-го. Но, как и прежде, десять мест (с 41 по 50-е) отданы фильмам, которые я включаю в рейтинг не как человек, а как редактор, признавая, так сказать, их объективный резонанс. Да, и необходимо пояснить, почему в списке отсутствует замечательная картина Василия Сигарева «Страна Оз». В эмоциональной заметке для личного блога я высказал все раздражение тем русским кино, в котором вместо отдельных емких слов звучат «бипы», как того требует антиконституционный закон «про мат». В той «Стране Оз», что вышла в прокат, «бип» звучит непрерывно, а той, что показывали на «Кинотавре» и ММКФ, получается, и нет. Возможно, стоит по-христиански пожалеть кинематографистов, ставших жертвами депутатского произвола. Но включить в число важнейших работ года фильм, изувеченный цензурой, рука не поднимается.

1. «Все будет хорошо» (Every Thing Will Be Fine)

Вим Вендерс, Германия — США

Кадр из фильма «Все будет хорошо»
Кадр из фильма «Все будет хорошо»

Любой пересказ этого фильма будет неточным и неадекватным; да и пересказывать-то толком нечего. Писатель Томас Элдан (Джеймс Франко), искавший творческого вдохновения в заснеженной морозной глуши, подальше от подруги (Рэчел Макадамс) и мира, сбил на дороге мальчишку, одного из двух сыновей отшельницы Кейт (Шарлотта Генсбур) — насмерть. Завязка не приводит к результату, услужливо подсказываемому ленивым мышлением: никакой драмы о мучительном изживании травмы не будет. Будет неторопливый — «жизнь — это долгая спокойная река» — простой, меланхоличный и светлый фильм, успевающий за два часа охватить 10 с лишним лет существования героев, чьи судьбы связал несчастный случай. Фильм, прозрачный до бесплотности, с удивительным использованием 3D-технологии — не для спецэффектов, но для пристального и ненавязчивого всматривания в трехмерную повседневность. Кажется, Вендерс, когда-то снявший фильм об ангелах, стал ангелом сам.

2. «Брат Дэян»

Бакур Бакурадзе, Россия — Сербия

Кадр из фильма «Брат Дэян»
Кадр из фильма «Брат Дэян»

Еще один сопротивляющийся пересказу фильм: хроника последних дней опального сербского генерала, военного преступника в бегах, обретает былинные черты и заставляет физически ощущать происходящее. И это при том, что Бакурадзе не устает повторять: «это всего лишь кино», разрывая ткань фильма вкраплениями фрагментов, показывающих «кухню» съемочного процесса. Подробнее о «Брате» — в репортаже с фестиваля в Локарно.

3. «Родина»

Петр Буслов, Россия

Кадр из фильма «Родина»
Кадр из фильма «Родина»

Свой профессиональный долг «Родине» я отдал в нескольких материалах: в отзыве сразу после появления первого трейлера, в репортаже после премьеры на «Кинотавре», в интервью с Петром Бусловым. Но и этого, конечно, недостаточно, чтобы выразить всю глубочайшую человеческую признательность фильму, к которому слово «важный» применимо с наибольшими основаниями. Если моих слов недостаточно, рекомендую вот этот текст о картине.

4. «Любовь» (Love)

Гаспар Ноэ, Франция

Кадр из фильма «Любовь»
Кадр из фильма «Любовь»

О «Любви» на этих страницах тоже многое сказано — в репортаже после ночного каннского фурора, в отчете о событиях ММКФ, в серии текстов про цензурный произвол Минкульта и локальную победу над ним, одержанную кинотеатром «Пионер». Впрочем, лучше ничего не читать о «Любви» (как, впрочем, и обо всех других фильмах списка), лучше увидеть (и почувствовать) ее самостоятельно.

5. «Франкофония»

Александр Сокуров, Франция — Германия — Нидерланды

Кадр из фильма «Франкофония»
Кадр из фильма «Франкофония»

Революционное по степени свободы киноэссе и спиритический сеанс, устанавливающий прямую связь с культурно-историческим прошлым. Подробнее — в репортаже с Венецианского фестиваля и относительно обстоятельной рецензии для «Искусства кино».

6. «Детство лидера» (The Childhood of a Leader)

Брэди Корбет, Великобритания — Венгрия — Франция

Кадр из фильма «Детство лидера»
Кадр из фильма «Детство лидера»

Ошеломляющий режиссерский дебют американского актера Брэди Корбета — с леденящим кровь эффектом мистического ужастика вроде «Омена», только без мистики и ужасов. Подробнее — в репортаже из Венеции, где фильм покорил сразу два официальных жюри — дебютов и программы «Горизонта».

7. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk)

С. Крэйг Залер, США

Кадр из фильма «Костяной томагавк»
Кадр из фильма «Костяной томагавк»

Еще один грандиозный дебют, только здесь с ужасами все в порядке (настолько в порядке, что зрительницы кинотеатра «Цитадель» в Риге, где «Томагавк» смотрел я, буквально визжали). Формально — микс вестерна и хоррора («Искатели» встречаются с «Техасской резней бензопилой»), но Залер использует и страх перед непостижимым миром, заложенный в самой природе вестерна. Фильм, резко и парадоксально говорящий об относительности варварства и цивилизации — как, кстати, и «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино. И главную роль в обоих фильмах играет Курт Расселл, и чеховская цитата «голос сильный, но противный» применима к обоим (что не отменяет их потрясающей живописности) — сравнение неизбежно. По мне, так в этом заочном соревновании победил новичок Залер, а у Тарантино (при всей любви) слишком много «типичных», «фирменных» и, в конце концов, общих мест (но в списке важных кинодостижений года он, конечно, еще появится).

8. «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне») (Rak ti Khon Kaen; Cemetery of Splendour)

Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд

Кадр из фильма «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне»)
Кадр из фильма «Кладбище королей» («Любовь в Кхонкэне»)

Поэтичное киносновидение тайского сказочника; подробнее — в репортаже из Канна.

9. «Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)

Джордж Миллер, Австралия — США

Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Кадр из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»

Самая горячая и живописная антиутопия всех времен. И необыкновенный пример возвращения режиссера из творческого небытия: за два предшествующих десятилетия Миллер напоминал о себе сиквелом сказки про говорящего вежливого поросенка и мультдуплетом про мимимишечных пингвинов. И вдруг — «Безумный Макс», инъекция адреналина прямо в сердце.

10. «Горы могут отступить» (Mountains May Depart)

Цзя Чжанке, Китай — Франция

Кадр из фильма «Горы могут отступить»
Кадр из фильма «Горы могут отступить»

Мозаичный, полистилистичный кинороман с финальным фантастическим броском в будущее; подробнее — в каннском отчете.

11. «Шпионский мост» (Bridges of Spies)

Стивен Спилберг, США

Кадр из фильма «Шпионский мост»
Кадр из фильма «Шпионский мост»

Безупречный исторический триллер — об обмене советского разведчика Рудольфа Абеля, арестованного в США, на американского шпиона Фрэнсиса Гэри Пауэрса, сбитого над Свердловском, случившемся на берлинском Глиникском мосту 10 февраля 1962 года. Шедевр нефальшивого гуманизма: главным героем здесь оказывается штатский, Джеймс Донован, адвокат из Бруклина, для которого — в отличие от государственных людей по обе стороны железного занавеса — ценность человеческой жизни превыше всего. В главной роли — Том Хэнкс, он хорош, но, будем надеяться, при раздаче «Оскаров» не будет обойден вниманием и выдающийся британский театральный актер и режиссер Марк Райлэнс, лаконично сыгравший Абеля.

12. «Американский снайпер» (American Sniper)

Клинт Иствуд, США, 2014

Кадр из фильма «Американский снайпер»
Кадр из фильма «Американский снайпер»

Подлинная история Криса Кайла, снайпера, поставившего за время службы в Ираке рекорд по числу убитых солдат противника, — мощнейшее высказывание стального старика Иствуда на тему: «что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки». И оспорить Иствуда с противоположных идеологических позиций практически невозможно — так тверда и профессиональна его режиссерская рука.

13. «Аномализа» (Anomalisa)

Дьюк Джонсон, Чарли Кауфман, США

Кадр из фильма «Аномализа»
Кадр из фильма «Аномализа»

Мрачная и грустная анимация про ускользающую — иной и не бывает — любовь. Чуть подробнее — в репортаже из Венеции.

14. «Я, Эрл и умирающая девушка» (Me and Earl and the Dying Girl)

Альфонсо Гомес-Рехон, США

Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»
Кадр из фильма «Я, Эрл и умирающая девушка»

Победитель Санденс-фестиваля, молодежная синефильская трагикомедия, слез на которой не приходится стыдиться. Чуть подробнее — в репортаже из Локано.

15. «Кобейн: Чёртов монтаж» (Cobain: Montage of Heck)

Бретт Морген, США

Кадр из фильма «Кобейн: Чёртов монтаж»
Кадр из фильма «Кобейн: Чёртов монтаж»

Документальный фильм, микширующий хронику, home video и сюрреалистическую анимацию, превращается в интимный портрет музыканта. Подробнее — здесь.

16. «Лобстер» (Lobster)

Йоргос Лантимос, Великобритания — Ирландия — Франция — Греция

Кадр из фильма «Лобстер»
Кадр из фильма «Лобстер»

Абсурдистская фантасмагория, ставшая главным событием осеннего «Бритфеста»; подробнее — здесь.

17. «11 минут» (11 minutes)

Ежи Сколимовский, Польша — Великобритания

Кадр из фильма «11 минут»
Кадр из фильма «11 минут»

Если бы не «Безумный Макс», то на титул самого стремительного фильма года могли бы претендовать «11 минут», хотя это не экшн, а городская панорама «этого безумного, безумного, безумного, безумного» мира. Немного подробнее — в репортаже с Венецианского фестиваля, жюри которого Сколимовского из зависти прокатило.

18. «Клан» (El clan)

Пабло Траперо, Аргентина — Франция

Кадр из фильма «Клан»
Кадр из фильма «Клан»

Почти как «Груз 200» Алексея Балабанова, «Клан» рифмует распад на частном уровне (говоря метафорически, жирных зеленых мух, слетающихся на гнилостное зловоние из семейных шкафов и подвалов) с диктатурой в стране: герои этой семейной саги — династия, похищающая людей, точь-в-точь как тайная полиция, только ради наживы. Только латиноамериканец Траперо сохраняет национальную страстность в любых обстоятельствах, и его фильм не только жуткий, но и витальный; никакой мертвенной бледности.

19. «Самый лучший день»

Жора Крыжовников, Россия

Кадр из фильма «Самый лучший день»
Кадр из фильма «Самый лучший день»

Вольная экранизация не самой известной пьесы Александра Островского «Старый друг лучше новых двух» — довольно радикальный шаг автора дилогии «Горько» в сторону киноэксперимента. Эта народная новогодняя комедия отличается от многочисленных товарок по жанру: большинство из них убого и невыносимо даже в формате полутораминутного трейлера, фильм Крыжовникова снят с почти немыслимыми в российском кино режиссерским шиком и виртуозностью; а эпизод в котором «королева бензоколонки» Оля (Юлия Александрова) победно шествует по городу N, исполняя I Will Survive, — просто фантастика; хоть Басби Бёркли, хоть Боб Фосс — все отдыхают. У фильма первоклассный сценарий с уймой отменных запоминающихся фраз. «Самый лучший день» не стесняется и прямого обращения к зрителю: в отдельных музыкальных номерах (их, правда, могло бы быть и побольше) фильм становится «караоке-комедией», предлагая залу стать единым поющим коллективом — и лично я с удовольствием пел вместе с героями и соседями. Крыжовников, работая с постоянным кругом артистов, умело создает персональную режиссерскую вселенную — и в этот «День» в нее органично вливаются Инна Чурикова, Михаил Боярский, Елена Яковлева (исполнитель главной роли Дмитрий Нагиев, на мой вкус, перебирает с эстрадным гротеском, но это чисто субъективное замечание). И главное, какие бы фантасмагорические ситуации ни придумывал режиссер, какой бы отвязный мюзикл не разыгрывался, фильм не теряет достоверности: это не на Луне, это на Земле.

20. No Home Movie

Шанталь Акерман, Бельгия

Кадр из фильма No Home Movie
Кадр из фильма No Home Movie

Неигровой фильм великой Шанталь Акерман, посвященный последним дням матери режиссера, оказался ее завещанием: 5 октября 2015 года, через два месяца после премьеры No Home Movie в Локарно, Акерман покончила с собой. Последний кадр фильма — пустой дом — говоривший о смерти героини лучше любого прямого текста, теперь воспринимается трагичным вдвойне. Чуть подробнее о фильме — в моем локарнском репортаже, интервью Петра Шепотинника с Акерман — здесь.

21. «Развлечение» (Entertainment)

Рик Алверсон, США

Кадр из фильма «Развлечение»
Кадр из фильма «Развлечение»

Американское независимое кино живо! Доказательство — исступленная экзистенциальная трагикомедия о потном роуд-трипе катастрофически несмешного стэндапера (Грегг Теркингтон) по калифорнийской пустыне Моджави. Развлечение как пытка — своеобразный взгляд, подкрепленный выдающимися операторскими достижениями.

22. «Тщеславие» (La Vanité)

Лионель Байер, Швейцария

Кадр из фильма «Тщеславие»
Кадр из фильма «Тщеславие»

Почти водевиль об эвтаназии — и предельно личное (как всегда у Байера) высказывание о родных и родине. Немного подробнее — в репортаже из Локарно, хотя мировая премьера фильма прошла в параллельной секции Каннского фестиваля ACID.

23. «Спасение»

Иван Вырыпаев, Россия

Кадр из фильма «Спасение»
Кадр из фильма «Спасение»

Умиротворяющая аскетичная комедия о том, что бог мало того что есть, так он еще и везде. Подробнее — здесь.

24. «Звездные войны: Пробуждение силы» (Star Wars: The Force Awakens)

Джей Джей Абрамс, США

Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»
Кадр из фильма «Звездные войны: Пробуждение силы»

Эпизод VII. Не просто фильм, но средство коммуникации (а рядом с этим фактом даже золотые горы кассовых сборов — пустяк). Подробнее — в рецензии Егора Москвитина.

25. «Дипан» (Dheepan)

Жак Одиар, Франция

Кадр из фильма «Дипан»
Кадр из фильма «Дипан»

«Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля — самая неожиданная за последние лет 15 точно. Подробнее о фильме — здесь.

26. «Шевалье» (Chevalier)

Афина Рэчел Цангари, Греция

Кадр из фильма «Шевалье»
Кадр из фильма «Шевалье»

Причудливая комедия о мужчинах, которым не важно чем, главное — мериться. Постоянно, даже во сне и на отдыхе, в тщетной надежде превзойти всех соперников. Подробнее — в тексте из Локарно.

27. «Визит» (The Visit)

М. Найт Шьямалан, США

Кадр из фильма «Визит»
Кадр из фильма «Визит»

По меркам автора «Шестого чувства», «Таинственного леса» и «Девушки из воды» финальный сюжетный твист «Визита» так себе, может вызвать физиологическую неприязнь, но чтобы удивить — это вряд ли. Да и черт с ним, с твистом: под маской комедийного хоррора с хеппи-эндом скрывается бескомпромиссное высказывание о старости, которая гадость — и только. Ничего достойного, ничего отрадного в ней не найти. Чернота и безысходность; а реальным твистом-сюрпризом оказывается неестественное благолепие хеппи-энда.

28. «Моя мама» (Mia madre)

Нанни Моретти, Италия

Кадр из фильма «Моя мама»
Кадр из фильма «Моя мама»

Про жизнь, слезы, любовь и кино — так пронзительно, как умеет только Моретти. Чуть подробнее — в Каннском репортаже.

29. «Лед и небо» (La Glace et le ciel)

Люк Жаке, Франция

Кадр из фильма «Лед и небо»
Кадр из фильма «Лед и небо»

В экологическую пропаганду этот док о легендарном гляциологе Клоде Лориусе, ученом, в числе первых забившем тревогу по поводу глобального потепления, превращается только в последние 10 минут. Все остальное время это потрясающее приключенческое кино, в котором нет ни одного постановочного кадра, только архивная хроника экспедиций одержимого исследователя в Антарктику.

30. «Омерзительная восьмерка» (The Hateful Eight)

Квентин Тарантино, США

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»
Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Самый неприятный и мизантропичный фильм Тарантино, фильм-клаустрофобия, переполненный словами и уже даже не бесславными, а кончеными ублюдками: едва ли не единственный положительный участник первого раунда — и примерно четырех глав — возница, доставивший пеструю компанию из изгоев и охотников за изгоями в продуваемый снежным бураном салун. Но и ему не поздоровится — все в соответствии со слоганом к отечественному фильму с похожим названием «Сволочи»: «Ни любви, ни тоски, ни жалости». Говоря о включенном в первую десятку «Костяном томагавке», я попенял Тарантино на повторяемость — возможно, она оправдывает теорию моего товарища Леонида Александровского о различии между талантом и гением. Талант может и так, и сяк, гений — только так и не иначе, а Тарантино, конечно же, гений. Но ничего не поделаешь: если в первом его экранизированном (Тони Скоттом) сценарии «Настоящая любовь» от монолога Клиффорда Уорли (Деннис Хоппер), оскорбительного по отношению к итальянцу-палачу Винченцо Кокотти (Кристофер Уокен), шли мурашки, то схожий (да еще и визуализированный) монолог Маркиза Уоррена (Сэмюэл Л. Джексон), офицера армии северян, провоцирующего старого генерала-конфедерата Сэнфорда Смизерса (Брюс Дерн) взяться за пистолет, ни страшен, ни смешон (а рассказывает Уоррен ужасные вещи — как убивал, выгнав голым на мороз, сына генерала, подвергнув его перед смертью оральному изнасилованию). В общем, много чего сделано «на автопилоте», и театральщина зашкаливает (Тарантино почувствовал вкус к ней, устраивая публичные читки сценария «Восьмерки» по ролям), что выглядит дико, учитывая формат фильма: он снят на 70-миллиметровую пленку и в идеале должен идти только в избранных кинотеатрах, сохранивших кинопроекторы (в Москве киноверсию можно будет увидеть только в 1-м зале «Октября»; если верить IMDB, она длиннее цифровой на 20 минут, а с чем это связано — с техническими особенностями или с особыми сценами, существующими только на пленке, — я пока не знаю). Смотреть «Восьмерку» не просто, но и застревает она в голове надолго, и возвращаться к ней хочется. Не исключаю, что годы спустя я назову этот жестокий гибрид вестерна с детективом в замкнутом пространстве и издевательским упражнением на тему «беспристрастный суд — существует ли он?» самым недооцененным фильмом Квентина.

31. «Убийца» (Sicario)

Дени Вильнёв, Канада

Кадр из фильма «Убийца»
Кадр из фильма «Убийца»

Величественный политический триллер о борьбе американских спецслужб с мексиканскими наркокартелями — часто всем людским законам вопреки. Впрочем, для меня морально-этическая сторона картины остается на втором плане: чертовски разные фильмы канадского режиссера Вильнёва цепляют в первую очередь формальной изобретательностью. И оглушительный широкоформатный проезд бронированного кортежа через границу восхищает сам по себе, безотносительно того, куда и зачем эти металлические монстры мчат и чья кровь прольется первой.

32. «Молодость» (Youth)

Паоло Соррентино, Италия — Великобритания

Кадр из фильма «Молодость»
Кадр из фильма «Молодость»

Убедительная драма о старости, снятая на английском языке самым титулованным итальянцем современности. Подробнее — здесь.

33. «Каникулы» (Vacation)

Джон Фрэнсис Дэйли, Джонатан М. Голдштейн, США

Кадр из фильма «Каникулы»
Кадр из фильма «Каникулы»

На мой личный вкус, лучшая комедия года — бесстыдная, нахальная, неполиткорректная, но, как ни странно, защищающая нормальные семейные ценности. Подробнее — здесь.

34. «Пиксели» (Pixels)

Крис Коламбас, США

Кадр из фильма «Пиксели»
Кадр из фильма «Пиксели»

Бодрящее возвращение Голливуда в 1980-е. Подробности — в этой рецензии.

35. «Убей своих друзей» (Kill Your Friends)

Оуэн Харрис, Великобритания

Кадр из фильма «Убей своих друзей»
Кадр из фильма «Убей своих друзей»

Живительная доза кристально чистого цинизма из 1990-х. Подробности — тут.

36. «Прогулка» (The Walk)

Роберт Земекис, США

Кадр из фильма «Прогулка»
Кадр из фильма «Прогулка»

Важное кино о мечте и Америке. Подробная рецензия — здесь.

37. «Рики и Флеш» (Ricki and the Flash)

Джонатан Демме, США

Кадр из фильма «Рики и Флеш»
Кадр из фильма «Рики и Флеш»

Обаятельно старомодный рок-н-ролл-фильм с огневой Мерил Стрип. Подробнее — в репортажеиз Локарно.

38. «Безродные звери» (Beasts of No Nation)

Кэри Фукунага, Великобритания — США

Кадр из фильма «Безродные звери»
Кадр из фильма «Безродные звери»

Кровавая красота войны. Подробнее — в отчете о Венецианской кинобиеннале.

39. «Жертвуя пешкой» (Pawn Sacrifice)

Эдвард Цвик, США

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»
Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

Биография Бобби Фишера (возможно, лучшая на сегодня роль экс-Спайдермена Тоби Мэгуайра), изложенная как болезненный параноидальный триллер; шахматная лихорадка — лишь часть глобального недуга, не щадящего ни гениев, ни посредственностей. Лив Шрайбер тяжеловесно убедителен в роли советского соперника Фишера — Бориса Спасского.

40. «Легенда» (Legend)

Брайан Хельгелэнд, Великобритания

Кадр из фильма «Легенда»
Кадр из фильма «Легенда»

Феерический гангстерский байопик и двойной бенефис Тома Харди. Подробнее — здесь.

41. «Черная месса» (Black Mass)

Скотт Купер, США

Кадр из фильма «Черная месса»
Кадр из фильма «Черная месса»

Гангстерская драма, в которой главный аттракцион — преображенный до дьявольской неузнаваемости Джонни Депп: он играет Джеймса «Уайти» Балджера, мафиози, купавшегося в крови и при том ухитрявшегося десятилетиями состоять на секретной службе у ФБР. Отсутствие особых режиссерских изысков фильму только на пользу: позволяет сосредоточиться на главном — способном довести до нервного приступа осознании того, насколько прозрачны границы между законом и произволом.

42. «Сын Шауля» (Saul fia; Son of Saul)

Ласло Немеш, Венгрия

Кадр из фильма «Сын Шауля»
Кадр из фильма «Сын Шауля»

Опыт погружения в ад Холокоста — один из наиболее вероятных претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Подробнее — в каннском репортаже.

43. «Кэрол» (Carol)

Тодд Хейнс, США

Кадр из фильма «Кэрол»
Кадр из фильма «Кэрол»

Сделанная с неземным визуальным совершенством ретродрама о влюбленных (друг в друга) женщинах, чьи отношения разрушаются — не столько из-за социальной неприемлемости таких чувств в пуританской Америке 1950-х, сколько из-за онтологической обреченности любви. Кейт Бланшетт и Руни Мара безупречны, как и почти всё в этом фильме. То, что в этом списке фильм не в первой десятке, а только на 43-м месте, можно списать на индивидуальное недоверие вашего обозревателя к совершенству.

44. «Стив Джобс» (Steve Jobs)

Дэнни Бойл, США

Кадр из фильма «Стив Джобс»
Кадр из фильма «Стив Джобс»

Трехактная биография Apple-божества, переполненная драматургическими банальностями. Но нельзя не отметить бесноватость Майкла Фассбендера и режиссерский радикализм, делающий ставку на театральность, так контрастирующую с технологическими прорывами героя.

45. «Марсианин» (The Martian)

Ридли Скотт, США

Кадр из фильма «Марсианин»
Кадр из фильма «Марсианин»

Страшно увлекательное, хотя и одноразовое, без послевкусия зрелище о чудесах выживания, проявленных ботаником в космосе. Подробнее — здесь.

46. «Так хорошо, в другой раз — плохо» (Right Now, Wrong Then)

Хон Сансу, Республика Корея

Кадр из фильма «Так хорошо, в другой раз — плохо»
Кадр из фильма «Так хорошо, в другой раз — плохо»

Легкая алкогольно-моралистичная драма, принесшая культовому корейскому режиссеру «Золотого леопарда» Локарно. В репортаже оттуда я переводил название как «Сейчас правильно, а тогда — нет»; в этом тексте я использую тот вариант, под которым фильм был показан в России, но вообще лучше всех смысл Хона передал обозреватель «КП» Стас Тыркин: «Что такое хорошо и что такое плохо».

47. «Милый Ханс, дорогой Петр»

Александр Миндадзе, Россия — Германия

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»
Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Заковыристое произведение о советской России и фашистской Германии. Подробнее — в репортаже с ММКФ.

48. «Про любовь»

Анна Меликян, Россия

Кадр из фильма «Про любовь»
Кадр из фильма «Про любовь»

Пять новелл (от гениальной, с Ренатой Литвиновой и Михаилом Ефремовым, до совсем посредственной, с Владимиром Машковым и Юлией Снигирь) понятно про что. Подробнее о фильме — в репортаже с «Кинотавра», где эта радужная комедия получила главный приз. Интервью с Анной Меликян — здесь.

49. «Мустанг» (Mustang)

Дениз Гамзе Эргювен, Турция

Кадр из фильма «Мустанг»
Кадр из фильма «Мустанг»

Один из еврохитов года — про безрадостные условия, в которых существуют бесправные турецкие женщины. Кино крайне тенденциозное, но смотреть на цветник актрис — роскошь и нега.

50. «Новейший завет» (Le tout nouveau testament)

Жако Ван Дормель, Бельгия

Кадр из фильма «Новейший завет»
Кадр из фильма «Новейший завет»

Грешащая дурным вкусом комическая фантазия на божественные темы. Многим нравится, о чем я сообщал здесь. Да пребудет с нами Сила.