panlog πάντα διὰ πάντων
तत् त्वम् असि
جهان است ل
СакралSacral ФинансыFinances ЛитературыLiterature ИскусстваArt НовостиNews Eng / RusEng / Rus
СправкиInfo ОтраслиIndustries СоциомирыSocial world НаукиScience ДобавитьAdd МыWe


- Информация / СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, РЕЛИГИИ, КОНФЕССИИ, СЕКТЫ / Священные тексты Месопотамии / Шумерская религия. Тексты / Инанна и Энки /

Инанна и Энки



Контекст
Начинаю группу мифов об Инанне, она будет довольно подробно, поскольку оба цикла песен о человеческих архетипах (Гильгамеш и Думузи) так или иначе связаны также с Инанной. Это два паттерна религиозного поведения, которые потом в разных культурах и религиях много еще будут обсуждаться и преломляться: Думузи ради своего божества сошел в ад, то есть фактически разрушил себя; Гильгамеш ради своего бога строил города, сражался с чудовищами и искал бессмертия, то есть созидал себя и сам хотел отчасти стать как бог (бессмертным).
На мой взгляд это два типа религиозности, демиургическая (служение Богу, Думузи) и гностическая (познание Бога, Гильгамеш). Гильгамеш, безусловно, фигура религиозная, он и по профессии глава брахманов Урука, то есть и справка есть, что служитель культа. Но по мере развития религии в качестве основного властями навязывался именно образец Думузи - верность божеству до смерти только в силу эмоциональной к нему привязанности. Гильгамеш же как борец и исследователь третировался как фигура бесовская и был в результате вытеснен вообще из религии, что породило потом на Западе феномен политических религий типа коммунизма с гильгамешианским идеалом борьбы, но без Бога.
Надо сказать, что у шумеров присутствовали оба идеала, а арийцы те вообще исключительно привержены Гильгамешу, и когда персы пришли ко власти в Вавилоне, то культы Астарты и Таммуза преследовали как деструктивные.
Так или иначе, Астарта тоже должна изучаться, именно она воплощает все черты демиурга - божество принципиально земное, привязывающее к себе прежде всего эмоционально, ведущее своих последователей к смерти. История Таммуза может восприниматься теперь как откровенная сатира на религиозных фанатиков, где их "святые" чувства изображаются в виде обычного пиздострадания с суицидальным исходом, только еще и пиздострадание по рептилоидной бессмертной колдобине, которой земные мужики в принципе по барабану, может только вместо себя в ад послать. Собственно, все что можно сказать в сфере "оскорбления религиозных чувств", шумеры уже сказали. Страсти возможны только по отношению к дьяволу, Бог никого к себе не "привязывает", словно какая-то баба, прости-господи. В истории "Иннана и Энки", которая далее последует, демоническая сущность Астарты тоже вполне представлена.
Текст
Местами таблички сильно покарябаны, поэтому текст как бы выплывает из тумана, отдельные слова теряются в лакунах.
Начинается с того, что Инанна/Астарта сексуально соблазнительна, и она решает соблазнить бога знаний Энки, у которого хранятся ме (абстрактные понятия, которые также являются творческими и магическими силами). Затем описывается, как Энки ее встречает и они совместно пьянствуют. Потом 35 строчек, где вероятно и описывается соблазнение бога мудрости, отсутствуют, и следует текст, из которого ясно, что пьяный Энки таки подарил ей ме. Астарта грузит ме в большую лодку и везет все это в Урук, в котором живет.
Тем временем Энки просыпается после пьянки, причем выясняется, что бухал так, что не помнит что там было. Слуга объясняет, что вчера по пьяни все магические силы миры были отданы проститутке. Все это происходит в форме длинного диалога типа "где такая-то хуйня? пропили" "где другая хуйня? тоже пропили" и так далее.
Энки наряжает за Инанной слугу, который ее настигает и требует вернуть ме. Астарта говорит, что Энки ей сам подарил и она отказывается возвращать подарки. Попытка отбить с помощью морских чертей была неудачной, так как у Иннаны и свои черти есть, потасовка между сторонниками обоих божеств заканчивается победой девушки, и она торжественно привозит ме в Урук, где толпа перечисляет их все по имени в стиле "это ты привезла, то ты привезла" и т.д. Как это часто бывает у древних, в списке перемешаны какие-то действительные абстракции (типа "власть", "справедливость", "устойчивость") и названия ритуалов или предметов, которым приписывают магическую силу ("косички на затылке" - это тоже "ме", равноценное с понятием "справедливость").
Конец опять плохо читается, можно понять, что приперся сам Энки просить свои ме обратно, но ему их не дали, и в итоге он сам согласился, что ме переезжают в Урук.
Текст вероятно написан жрецами Астарты, и отражает их точку зрения на текущий положняк среди богов.